Уверена, данный вопрос волнует многих пинчан, ведь, понятно, от качества воздуха во многом зависят наше самочувствие, состояние здоровья. Не секрет, загрязненный атмосферный воздух способствует развитию респираторных заболеваний, болезней легких, сердца и ряда других. А ведь Пинск располагает значительным производственным потенциалом и является одним из развитых индустриальных центров страны. Достижения научнотехнического прогресса приносят, с одной стороны, удобства и комфорт, с другой – нередко в буквальном смысле отравляют нашу жизнь. Так насколько чистым воздухом дышат горожане? Именно об этом сегодня наш разговор.
Контроль по трём направлениям
– Контроль за состоянием атмосферного воздуха осуществляется в трех направлениях тремя службами соответственно, – рассказывает инспектор городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Екатерина ГРОМОВА. – Во первых, межрайонной лабораторией аналитического контроля ГУ «Республиканский центр аналитического контроля» на предприятиях проводятся измерения от стационарных источников, а также в отработанных газах мобильных источников. Во-вторых, зональным центром гигиены и эпидемиологии в рамках санитарного надзора атмосферный воздух исследуется на границах санитарно-защитных зон предприятий. В-третьих, ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» осуществляет мониторинг атмосферного воздуха на трех стационарных станциях, расположенных в районах улиц Красноармейской и Центральной, на площади Кирова. Приоритетные вещества, определяющие загрязнение воздуха в городе, – твердые частицы, формальдегид, оксид углерода, оксид азота, диоксид серы, углеводороды. Основными источниками их поступления в атмосферный воздух являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия.
– Какой источник в опасном приоритете?
– До 80% и более приходится на мобильные источники, в частности на автомобильный транспорт. Для Пинска эта проблема актуальна, поскольку с каждым годом увеличивается количество транспортных средств. Так, по состоянию на 1 июня 2019 года, к примеру, в Пинском регионе было зарегистрировано 89290 автомобилей, в том числе в Пинске – 60676. По состоянию на 1 сентября 2020-го эти цифры выросли до 91287 и 61938 соответственно.
– А что касается работы промышленных предприятий?
– В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны выполнять перечень установленных требований, в том числе и получать разрешение на эти самые выбросы.
– Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются предприятия теплоэнергетики, деревообрабатывающей, перерабатывающей промышленности и ряд других предприятий малого и среднего бизнеса, – присоединяется к разговору главный государственный санитарный врач г.Пинска и Пинского района Владимир ВАЩУК. – Но должен сказать, что Пинской межрайонной лабораторией аналитического контроля ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» в 2020 году в ходе проведения измерений в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выявлялись лишь единичные случаи превышения допустимого содержания твердых частиц и формальдегида, причем фиксировались они на территориях, прилегающих к основным транспортным магистралям города. В 2019- 2020 годах в рамках осуществления государственного санитарного надзора нашим центром проведено 9381 исследование проб атмосферного воздуха по таким показателям, как пыль, сернистый газ, окислы азота, оксид углерода, аммиак, фенол, свинец, формальдегид.
– Каковы результаты?
– Превышения гигиенических нормативов содержания вредных веществ устанавливались в 22 исследованных пробах (по содержанию пыли и формальдегида), что составило 0,2% от общего числа. В 99,3% проанализированных проб концентрации основных загрязняющих веществ не превышали 0,5 предельно допустимых. В среднем по городу расчетный фоновый уровень загрязнения атмосферы не превышает предельно допустимых максимальных разовых концентраций для населенных мест по всем ингредиентам и составляет: твердые частицы – 0,42 ПДК, диоксид азота – 0,39 ПДК, оксид углерода – 0,15 ПДК, диоксид серы – 0,09 ПДК, формальдегид – 0,87 ПДК.
По пути снижения концентрации вредных выбросов
– Следует отметить, что в последние годы на многих предприятиях выполнены мероприятия по охране атмосферного воздуха, – продолжает Владимир Владимирович. – Так, в ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» проведена замена котла на котельной мебельного терминала на котел мощностью до 100 кВт, предпринят ряд других шагов, в результате концентрации выбросов загрязняющих веществ доведены до значений, удовлетворяющих требованиям. Производственным филиалом ОАО «Савушкин продукт» модернизирована система очистки отработанного воздуха от сушильной установки PC-1000. Филиалом «Камертон» ОАО «ИНТЕГРАЛ» – управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» проведена модернизация котельной с установкой котла Ferroli малой мощности. В ЗАО «Амкодор-Пинск» демонтирован теплогенератор ТГ-Ф-256.
Производственным унитарным предприятием «Мебельная фабрика «Пинскдрев-Адриана» в ходе реконструкции котельной, расположенной по адресу: улица Иркутско-Пинской дивизии, 52, предусмотрены демонтаж пароводогрейного котла и замена его на водогрейный с оснащением золоуловителем. В ОАО «Пинский опытно-механический завод» выполнены работы по установке циклонов с пирамидальным бункером для улавливания твердых частиц со степенью очистки 90% и так далее. Кроме того, в рамках развития города в настоящее время проведена реконструкция основных его магистральных путей – улиц Брестской, Первомайской, Завальной, что существенно отразилось на интенсивности транспортных потоков, их перераспределении, формировании объездных путей. – Открытым акционерным обществом «Пинский автобусный парк» для снижения нагрузки на атмосферный воздух предусмотрены обновление автобусного парка транспортными средствами экологического класса ЕВРО-4, ЕВРО-5, оптимизация маршрутов и времени движения городского общественного транспорта, оснащение пассажирского транспорта системами GPS-навигации, применение новейших технологий по снижению расхода топлива в двигателях внутреннего сгорания, – добавляет Екатерина Валерьевна. – Решением стоящей остро проблемы движения через город транзитного транспорта может стать строительство объездной дороги с развязкой, а также путепровода по улице Первомайской. Это, к слову, предусмотрено Генеральным планом развития г.Пинска.
Наталья КИРКОВЕЦ