Четверг, 8 декабря, 2022
Общество

Елена СОЛОГУБ: «Главный принцип – увидеть и развить в учителе его педагогический потенциал, дать толчок к профессиональному росту»

Накануне Дня учителя «Пінскі веснік» продолжил свою традиционную тематическую акцию к празднику. На электронную почту редакции читатели прислали много писем, полных светлых эмоций и благодарности за подаренные знания, непоколебимое терпение, душевную доброту. Одно из них предлагаем вашему вниманию.

Летом бывший директор ГУО «Средняя школа № 12 г. Пинска» Елена Григорьевна Сологуб отметила юбилей: родилась она 3 марта 1952-го.

Вместе с коллегами на теплоходе «Пинск» отправилась в путешествие по ее родным местам. В дороге пообщалась с Ниной Владимировной Скребец, с которой вспомнили педагогический путь Елены Григорьевны.

 

– Почему Вы выбрали профессию учителя-словесника?

– В 1969 году окончила Качановичскую среднюю школу и сразу, несмотря на большой конкурс среди сильных абитуриентов с хорошими аттестатами, поступила в Брестский пединститут на филологический факультет. Стать учителем мечтала с детства. О какой-то другой профессии даже не думала. В педвуз пошла по призванию, поэтому училась с удовольствием, с головой окунулась в общественную жизнь, была в комсомольском активе, в старостах, в художественной самодеятельности и в строительных отрядах – везде.

– А где Вам пришлось начинать свою педагогическую деятельность?

– В 1973-м после окончания пединститута год работала по направлению в деревне Пучины завучем, толком не понимая своих обязанностей. В 1974-м, выйдя замуж, переехала в Пинск и три года трудилась в вечерней сменной школе № 2 учителем русского языка и литературы. С теплотой и благодарностью вспоминаю директора школы Ю.Л.Комиссарчука и коллектив педагогов, с пониманием относившихся ко мне, молодому учителю. А заниматься приходилась с проблемными подростками, с людьми, намного старше: прапорщиками, строителями, продавцами – им надо было получить среднее образование. А для меня это была хорошая школа педагогического становления.

– А когда Вы пришли работать в среднюю школу № 12?

– В 1977 году я была переведена в СШ №12 и задержалась в ней на 32 года. Коллектив во главе с первым директором Н.И.Рыльским был мощным –опытные, знающие, преданные своему делу люди, было у кого учиться. Затем во главе их стал добрейшей души человек, интеллигентный, преданный своей профессии Н.И.Шапоров.

– Что Вам, еще очень молодому учителю, давало такое сильное педагогическое окружение?

– Работа в таком коллективе – это хороший толчок к самообразованию и совершенствованию. Пришлось даже программные произведения перечитывать и переосмысливать заново, стать активным посетителем городской библиотеки, погрузиться в мир глубокой философской литературы, в мир поэзии. С величайшим удовольствием я входила во вкус профессии, да и ученики отвечали любовью и уважением. А ведь это и есть самое главное для учителя.

– Каким был Ваш путь в административную работу?

– Через семь лет, в январе 1984-го, по предложению директора школы В.П.Коновалова и с доверием начальника отдела образования В.В.Савило я была назначена заместителем директора по учебно- воспитательной работе СШ № 12 вместо ушедшего на пенсию Л.М.Бабинца. Мне было 32 года.

– Что было самым трудным в работе уже не учителя, а администратора?

– В должности завуча я проработала 19 лет (до 2003 года). Это были трудные, но и, пожалуй, самые интересные годы. Трудные потому, что пришли 90-е, когда надо было выживать всем. А интересные потому, что поощрялась инициатива, изучались и потихоньку внедрялись новые технологии, учителя включались в разработку программ спецкурсов и факультативов, школы развивали свою специализацию. Работать с В.П.Коноваловым, М.М.Лосич, З.П.Конкиной было и сложно, и полезно. Именно в это время мы начали развивать сотрудничество с зарубежными организациями, включать наших детей в международные программы и проекты, все они были направлены на развитие учащихся, формирование активной современной личности. Одновременно велась большая работа с педагогическим коллективом, определены были цели и задачи на далекую и близкую перспективу.

– А что еще, кроме учебного процесса, было важным в Вашей работе завуча?

– Главным был принцип – увидеть и развить в учителе его педагогический потенциал, дать толчок к профессиональному росту, формированию уверенности и самоуважения. Никогда не жалела времени на индивидуальную работу с учителем. Старалась не уличить педагога в чем-то, а помочь развить все то хорошее, что в нем есть.

– Да, Елена Григорьевна! Многим нашим коллегам Вы дали путевку в профессию, поддержали, вселили уверенность в правильности выбора жизненного пути и за это Вам многие из нас, в том числе и я, очень благодарны. Для нас Вы всегда были не только мудрым наставником, но и соратником во многих начинаниях. Мы равнялись на Вас, учились мастерству педагога и вместе с Вами радовались успехам и достижениям в нашем нелегком труде. А высшей наградой для нас считались Ваша поддержка и высокая оценка. Среди коллег Вы пользовались непререкаемым авторитетом. А это и есть тот внутренний стержень, который и нужен руководителю.

В августе 2003 года после внезапно ушедшего В.П.Коновалова при мощной поддержке педагогического коллектива Елена Григорьевна стала директором средней школы № 12. Все традиции, наработки, сложившийся в коллективе стиль взаимоотношений сохранили и продолжили развивать. Этому способствовала слаженная работа администрации в лице С.Э.Невар, М.М.Лосич, И.П.Кухновец, позже – А.В.Якимчука, взаимодействие с профсоюзной организацией, активная поддержка отдела образования. Школа уверенно продолжала идти правильным и надежным курсом.

В течение шести лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых (до 2009 года), Елена Григорьевна руководила школой, прекрасным педагогическим коллективом, благодаря которому учреждение образования всегда было в лидерах по качественным показателям учебно-воспитательного процесса. В эти же годы велась интенсивная работа по развитию и укреплению материальной технической базы школы, взаимодействию с родительской общественностью, шефствующими предприятиями.

Сегодня Елена Григорьевна на заслуженном отдыхе. Она счастливая жена, мама, бабушка четырех замечательных внучек, верный друг, человек с активной жизненной позицией, прекрасная, жизнерадостная, позитивная и отзывчивая женщина, которая легко может встать у руля, вдохновить и повести за собой.

Великий ученый-химик Д.И.Менделеев утверждал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». «Посеяв разумное, доброе, вечное», Елена Григорьевна остается мудрым наставником для своих учеников, многие из которых сегодня достойно продолжают ее любимое дело. Это целая плеяда  работников сферы образования, уважаемых людей  нашего города и республики: Л.С.Былинская, заместитель начальника управления по образованию Пинского горисполкома, А.А.Гулак, белорусский фольклорист, педагог, кандидат филологических наук, автор гимна СШ №12, И.П.Кухновец, заместитель директора по учебной работе гимназии №2, А.Н.Кулинич, директор СШ № 18, Е.И.Ранцевич, заместитель директора по учебной работе СШ №12, Е.Н.Шарко, заведующая детским садом №28. И ученикам Елены Григорьевны, и нам, коллегам, очень повезло, что долгие годы мы имели возможность быть рядом с ней, учиться у нее, внимать ее советам. Для всех нас она была и остается тем нравственным ориентиром, равняясь на который мы стремимся жить и работать так, чтобы не подвести любимого наставника.

Поздравляя Елену Григорьевну с Днем учителя в ее юбилейный год, мы хотим пожелать ей крепкого здоровья, счастливого долголетия, оптимизма и семейного благополучия. Пусть жизнь продолжает дарить уважение и внимание окружающих, любовь и поддержку родных и близких.

Нина Скребец, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 12 г. Пинска».
Фото из архива школы.

Похожие новости

Осторожно, гололёд!

P-V2020

Защитите пожилых родственников от действий мошенников

P-V2020

Почему жильцы никак не могут вернуться в свои дома на улице Комсомольской

P-V2020

Оставить комментарий

Чат