5.5 C
Пинск
Четверг, 7 ноября, 2024
Пiнскi Веснiк
Помнить. Чтить. Не допустить

История местечка Погост-Загородский

Наша страна неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной оказалась Великая Отечественная, победа в которой достигнута ценой огромных потерь. В белорусской земле покоятся останки миллионов людей. Это не только погибшие на полях сражений, но и хладнокровно убитые немецкими оккупантами мирные граждане. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистами, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

История местечка Погост-Загородский

В марте нынешнего года стартовал молодежный творческий конкурс Генеральной прокуратуры Республики Беларусь «Помнить. Чтить. Не допустить», приуроченный к Году мира и созидания, а также 80-летию с начала освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

История местечка Погост-ЗагородскийАлександр ПЛЕСКАЦЕВИЧ,
заместитель Пинского межрайонного прокурора:
– Одной из форм взаимодействия с учащимися является организация и проведение Пинской межрайонной прокуратурой конкурса созданных в учреждениях образования экспозиций и выставок о геноциде белорусского народа.
Основная задача таких мероприятий – формирование у молодого поколения интереса к исторической правде, осмысление истории Великой Отечественной войны в контексте национального самосознания и государственности.

Юные пинчане в своих работах поделились историями своих предков, их личных героев.

История местечка Погост-Загородский

В Пинском районе Брестской области на берегах озера Погост раскинулось местечко Погост-Загородский – удивительное место с удивительной историей. Но более 80 лет назад здесь произошла страшная трагедия, о которой нельзя не вспомнить, так как на нашей малой родине ничто не забыто и никто не забыт.

Большинство жителей в деревне до войны составляли евреи – 70% населения, 1200 человек.

Был июль 1941 года, когда войска вермахта заняли деревни Погост-Загородский, Камень, Вяз. Здесь зазвучала немецкая речь, а на административных зданиях были вывешены флаги со свастикой. Немцы установили свой порядок.

Была создана комендатура. Комендант Погоста издал приказ о привлечении всего населения, в том числе и евреев, к работам по восстановлению жизнедеятельности поселка. Немцы задумали организовать у озера небольшую базу для отдыха своих солдат и офицеров. Для этого они хотели восстановить работу паровой мельницы, пекарни, бани, лесопилки, организовать небольшие мастерские по ремонту и пошиву одежды и обуви, а также были задумки создать небольшую мастерскую по ремонту танков.

Евреям без письменного разрешения коменданта запрещалось покидать пределы общины, заниматься торговлей, ловлей рыбы и самовольной вырубкой леса. Их обязывали сдавать все золото, заставляли вырывать золотые зубные протезы. Из числа местных жителей нашлись предатели, которые пошли на службу к немцам. Они оказывали помощь фашистам в грабеже, брали всё: коров, свиней, птицу, тёплые вещи. Евреев заставляли на одежду нашивать на уровне сердца спереди и сзади круглые жёлтые «латы». Нарушивших эти требования ждало суровое наказание.

Таким образом, с первых дней фашистской оккупации еврейское население Погоста оказалось вне закона. Любое непослушание жестко пресекалось и каралось новой властью.

Раннее утро 10 августа 1941 года было обычным. Спокойный сон жителей этого местечка прервали гремевшие в центре Погоста выстрелы. Немецкие солдаты на лошадях прибыли со стороны д. Борки. Была облава, но оккупанты не трогали женщин и детей. Им был дан приказ согнать в одно место всех еврейских мужчин и юношей: 130 человек фашисты погнали в сторону д. Камень. Жители местечка не догадывались, куда их ведут, считали, что на работу. Вели их в сторону еврейского кладбища.

Это место жители д. Камень прозвали урочище «Малая Долина». Там была заранее вырыта неглубокая траншея, евреев раздели, оставив в одном нижнем белье, приказали им лечь на низ траншеи, и расстреляли из револьверов в затылок. И в это время расстреляли 6 человек из д. Камень, тела утром забрали родственники. Так прошла первая карательная акция фашистов в нашей деревне.

Сразу же после нее в Погосте на улице Озёрной немцы создали гетто: определили часть этой улицы от нынешнего двухэтажного дома и вниз до озера. Выделили 16-18 домов, огородили их проволокой, причём колючку натягивали от дома к дому.

В Погостском гетто содержались 600 человек. Место в форме прямоугольника, огорожено со всех сторон колючей проволокой. Окна и двери, которые «смотрели» на дорогу, забили деревянными щитами. В каждом доме находились три-четыре семьи, на одного человека приходилось не больше квадратного метра пространства. Жизнь узников была наполнена страхом и унижением.

Самая большая трагедия любого гетто – это дети. Но малыши все беды и лишения переносили стойко, сидели притихшие, даже не просили есть. Еды не было. Матери не могли дать детям продукты: часовые устраивали досмотр и всё отнимали. Но многие матери, рискуя своей жизнью, подходили к проволоке и просили соседей дать что-нибудь. Ривка Гольдман вспоминает, как проносила в гетто кусочки сахара в волосах, и это обнаружили немцы, за что ее сильно избили.

Некоторые люди под страхом смерти помогали евреям выжить, а многие сказали себе: «Нас это не касается. Они всё равно обречены».

Просуществовало гетто до августа 1942 года.

Обычным было начало дня 15 августа 1942 года. Вот что об этом дне рассказывает одна из жительниц местечка Погост, которой удалось выжить в тот роковой для евреев день, Ривка Гольдман: «Я очень хорошо помню тот день. В гетто въехала машина с эсэсовцами, и мы поняли, что произойдет что-то страшное. Вокруг расставили оцепление из полицейских. Нам не разрешили молиться. В гетто был подвал, где мы спускались для молитвы. Нам приказали выйти из домов и взять с собой только детей. Немцы говорили: «Тот кто хочет спасти свою жизнь, может откупиться за деньги и драгоценности». Нас продержали до вечера, тем временем обыскивали наши дома. Голодные и напуганные дети плакали, просили пить. Потом ворота гетто открылись. Появился большой грузовик, нас загрузили в него: кого забросили, кто влез сам. Те, кому не хватило места, бежали за машиной. Остановились возле хутора Вяз, нас раздели и построили. Впереди был песчаный холм с кустарниками, и мы не видели, что делается за ним. Нас построили в шеренгу, и мы медленно двигались, приближаясь к месту казни».

В этот день были убиты 600 человек – дети, подростки, женщины и старики. На глазах родителей убивали их дочерей, а на глазах их дочерей –  убивали их детей. Ещё долго над могилой шевелилась и стонала земля, трудно было ей вместить в себя всю эту боль.

Только троим раненым и раздетым удалось выбраться из-под груды мёртвых тел. Они прятались в деревне, затем ушли в лес к партизанам.

Жить! Как хотелось жить! Как матерям хотелось сохранить жизнь своим детям. Чувствуя беду, женщины, которых увели на расстрел 15 августа, спрятали своих детей в подвале одного из домов гетто – 35 детей и подростков. Утро 16 августа было пронизано громким лаем немецких овчарок. Детей нашли. Расстреляли во дворе дома.

Таким образом, к концу 1942 года всё еврейское население было уничтожено. 730 человек – безвинно загубленные судьбы мужчин, женщин и детей.

Как почувствовать эту цифру? А может, столько зажечь свечей?

Память о погибших погостских евреях увековечена четырьмя памятниками, установленными на местах расстрелов в урочище «Малая Долина», в д. Камень; возле д. Вяз; в урочище «Волчий Лес» д. Борки, а также в д. Погост-Загородский. Памятники были установлены Ицхзаком Южуком, ныне гражданином Израиля.

Мне 16 лет, и я учусь в 10-м классе. О войне я знаю из книг, кинофильмов, из рассказов взрослых. Я пытаюсь осознать это: совершилась большая беда, которая пришла в каждый дом, в каждую семью. Чтобы спасти нас от неё, погибло много людей. И теперь каждый год мы приходим к памятникам погибших в годы войны, возлагаем цветы и обещаем сохранить мир на Земле.

Нам не нужна война! Мы хотим, чтобы все люди жили в мире, чтобы дети никогда не видели в небе чёрных смертоносных «игрушек», чтобы над нашей землёй всегда светило яркое мирное солнце.

Диана РЕБКОВЕЦ,
учащаяся ГУО «Погост-Загородская средняя школа
имени славянских просветителей Кирилла и Мефодия» Пинского района.

Весна 1945 года

Дневник войны, или Живая история военных лет

Навеки в памяти моей

Мне снілася вайна

Связная из Смольян

 

 

Оставить комментарий

Похожие новости

В библиотеке колледжа прошло тематическое мероприятие ко Дню Хатынской трагедии

pv

В день памяти сожженных деревень митинг-реквием состоялся у мемориала в Любель-Поле

pv

Знак внимания и подарки – матерям, потерявшим сыновей

pv

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

ТГ канал