4.8 C
Пинск
Четверг, 9 мая, 2024
Пiнскi Веснiк
Помнить. Чтить. Не допустить

Связная из Смольян

Наша страна неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной оказалась Великая Отечественная, победа в которой достигнута ценой огромных потерь. В белорусской земле покоятся останки миллионов людей. Это не только погибшие на полях сражений, но и хладнокровно убитые немецкими оккупантами мирные граждане. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистами, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Связная из Смольян

В марте нынешнего года стартовал молодежный творческий конкурс Генеральной прокуратуры Республики Беларусь «Помнить. Чтить. Не допустить», приуроченный к Году мира и созидания, а также 80-летию с начала освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Связная из СмольянЕкатерина БАБИЧ,
заместитель Пинского межрайонного прокурора:
Историческое просвещение детей и молодежи органами прокуратуры и, в частности, Пинской межрайонной прокуратурой проводится с учетом их возраста.
В связи с этим Генеральной прокуратурой во взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь подготовлены типовые программы, рассчитанные на определенные возрастные категории, в том числе обучающихся.
Например, для воспитанников дошкольных учреждений образования рекомендуется воспитательно-патриотическое мероприятие «Письмо о Беларуси». Сотрудники Пинской межрайонной прокуратуры в 2023 году приняли участие в его проведении в более десяти детских садах Пинского района и г. Пинска.
В игровой форме они рассказывали дошколятам о профессии прокурора, о нашей стране и государственных символах, подробнее останавливались на подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Юные пинчане в своих работах поделились историями своих предков, их личных героев.

Связная из Смольян

Память о кровавых испытаниях в прошлой войне
есть лучший гарант мира и существования мира
разных народов на нашей земле
.
В.Быков

В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраниться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 Мая — светлый и трагический День Великой Победы. Святой на все времена праздник, чистый, как бы ни старались его замарать и вычеркнуть из официальных реестров. Но разве можно вычеркнуть подвиг нашего народа, разве можно заставить забыть невиданное мужество и самопожертвование наших предков?

К сожалению, мы живём в страшное время… Всё чаще делаются попытки переделать историю, превратить фашистов и их прислужников в героев. Но если фашисты герои, то кем же являются те люди, которые победили в Великой Отечественной войне, люди, которые спасли мир от фашизма, люди, бескорыстные, способные отдать жизнь на благо своей страны? Именно эти люди и есть настоящие Герои, перед которыми мы в неоплатном долгу.

Конечно, никакими словами нельзя выразить нашу безмерную благодарность, наше восхищение и гордость Вашим поколением. А самое малое, что мы можем сделать, – это помнить о войне, о героизме и мужестве целого народа.

Как бы прискорбно это ни было, но людей, прошедших через события той страшной войны, с каждым годом становится всё меньше. Сегодня мне хочется рассказать о простой белорусской женщине Евгении Петровне Ананенко.

Евгения Петровна родилась 5 мая 1925 года в местечке Смольяны Оршанского района Витебской области в многодетной (у Жени было две сестры, Нина и Ольга, и брат Владимир) семье. Рано потеряла мать. После смерти жены отец Ероменко Пётр Самсонович женился на Марии Григорьевне, которая и помогала в воспитании детей. Семья жила бедно: на всех четверых детей были одни лапти. Зима. Мороз. Надо идти в школу (кстати, она находилась в пятнадцати километрах от дома), а не в чем. Из рассказа самой Евгении Петровны о том времени: «На соседнем хуторе, где-то в километре от нашего, жила моя лучшая подруга Нина. Так вот сяду дома на печи, нагрею ноги и бегу босыми ногами по снегу к подруге. Прибегу и опять сяду на печь, греюсь. А там с подругой разговариваем, мечтаем о будущем».

До войны в Смольянах проживало много еврейских семей, почти все они были зажиточными. Летом Женя вместе с подругой Ниной часто нанимались к евреям на работу: девочки мыли полы, ухаживали за двором, помогали по хозяйству. Чтобы насобирать копеечек, а потом купить тетрадку или учебник, по воскресеньям прибегали к церкви самыми первыми и занимали место возле колодца. Люди приезжали уставшие, им хотелось отдохнуть, попить воды. Девочки доставали воду и продавали за копейку стаканчик. Вот такое было детство у Евгении Петровны.

В 1941-м Женя окончила девять классов и очень хотела поступить в медицинское училище, но все её мечты были перечёркнуты войной. Объявление о ее начале девушка услышала на рынке, куда пришла вместе со своей подружкой сфотографироваться на память. Потом началась мобилизация, отца и брата (пропал без вести под Ленинградом) забрали на фронт.

Война развивалась очень стремительно. Уже в первые месяцы под Оршей шли ожесточённые бои. Хорошо вооружённый враг рвался к Москве. Поэтому неудивительно, что уже в конце июня недалеко от Смольян появился первый лагерь для военнопленных. Пленных содержали в страшных условиях. Сам лагерь больше напоминал загон для скота: под открытым небом поле, обнесённое колючей проволокой. Местное население сочувствовало военнопленным, и, когда в округе пронёсся слух, что красноармейцев можно выкупить за продукты, многие, в том числе и Женя, стали собирать яйца, сало, масло и предлагать охранникам, умоляя освободить якобы их близких или родственников. Так удалось освободить многих солдат, которые впоследствии продолжили борьбу с фашистами в партизанских отрядах.

Когда же фашисты заявились в саму деревню, то первое, что они сделали, стали арестовывать, а потом уничтожать евреев. Нельзя описать словами тот ужас, который испытала Женя, когда увидела, как расправлялись фашисты с этими ни в чём не повинными людьми. Евреев, взрослых и детей, сначала раздевали до нижнего белья, затем расстреливали и бросали в свежевырытые ямы вдоль дороги и засыпали землёй. Многие из тех, кого расстреливали, были ещё живы, поэтому насыпанная сверху земля ещё долгое время шевелилась. Люди умирали в страшных муках. Увиденное зверство наполнило сердце девушки не страхом (хоть было очень страшно), а ненавистью и желанием отомстить.

В конце июля 1941 года Женя стала связной в партизанском отряде имени М. Кутузова бригады Константина Заслонова. Её очень ценили и уважали. От её взгляда ничего не могло ускользнуть. С ценными разведданными сама не раз пробиралась глухими тропинками в лес. Там советовали: «Рисковать не надо, связной – наши глаза и уши. Твое место в Смольянах, пойми, ты нам дороже».

Жене удалось устроиться работать в прачечную, а её подруге Нине – писарем в местную комендатуру. Комендантом был злой и безмерно жестокий немец по кличке Крот (к сожалению, Евгения Петровна не запомнила настоящего имени коменданта). Свою кличку он получил за то, что загнал в землю много невинных жертв. Ненависть к коменданту переполняла сердца девушек и партизан, и было решено: во что бы то ни стало прикончить изверга. Разработав и согласовав план с партизанским командованием, девушки приступили к выполнению операции под названием «Веселье». План был следующим: чтобы выманить коменданта из местечка, Нина должна была пригласить фашиста с собой на свадьбу в соседнюю деревню. В назначенный день Нина нарядилась в свое самое красивое платье и передала приглашение на свадьбу коменданту. Последнему предложение понравилось, и он с радостью согласился. «О, руссиш свадьба… Ошень карашо…» – заулыбался довольный гитлеровец. Когда автомобиль въехал во двор, где должна была состоятся свадьба, машину окружили партизаны. Сопротивляться было бесполезно. Так были пленены комендант, три его телохранителя и шофёр. Народные мстители вынесли им заслуженный приговор.

И в дальнейшем Женя выполняла задания аккуратно, не допускала ошибок, что давало ей возможность работать дальше в прачечной, а также добывать сведения о врагах и передавать их партизанам. Казалось, ничто не предвещало беды. Но однажды ночью ворвались разъяренные гестаповцы и приказали Жене быстро собираться. В ту ночь вместе с ней в тюрьму увезли ещё семь человек. Как потом стало известно, их выдал провокатор.

Сначала юную связную бросили в общую тюрьму в Орше. Женя пережила страшные допросы и пытки. После очередного допроса хрупкая девушка очнулась в одиночной камере, долго не могла подняться. Позже выяснилось, что Женя заболела тифом. Расстреливать её не стали, а, наоборот, стали лечить. Продержав девушку больше месяца в тюрьме, вывезли за Днепр в лагерь для военнопленных. Большинство пленных так же, как и Женя, болели тифом. Условия в этом лагере были ужасными: пленные лежали на матрасах из сена, которые кишели блохами. Сколько она пробыла в этом лагере, не помнит. Так как девушка не шла на сотрудничество с фашистами, не давала признательных показаний, её опять заточили в оршанскую тюрьму, но уже в камеру смертников. Было очень страшно думать о смерти.

К счастью, войска Красной армии стали приближаться к Витебщине, и это очень беспокоило фашистов. Заключённых спешно переправили в Борисов, где загнали в большой лагерь. Построили женщин у забора, а мужчин стали расстреливать. Женя была очень слаба, не имея сил стоять, она упала на землю. Пока поднималась, заметила дыру в заборе и, улучив момент, шмыгнула к этой дыре. За забором стоял сарай, возле него лежала куча мусора, в которой она и спряталась. Пролежав в своём убежище несколько часов, Женя почувствовала запах дыма. Оказалось, чтобы замести следы своего зверства, фашисты подожгли лагерь. Не зная местности, Женя долго шла по полю и вышла на дорогу в каком-то селении. Там она встретила женщину, которая спешила уехать из опасного места. Женщина дала ей кусочек хлеба и посоветовала спрятаться в кустах. Так, Женя и поступила. Утром услышала, как кто-то прошёл мимо. Это были два русских солдата. Девушка поняла: началось освобождение города.

Вернувшись в родные места, Женя увидела, что дом сожжен. Мачеха с младшей сестрой жили у соседей, а старшая сестра – у родной тети Марии Самсоновой. Там же, у тёти, нашла себе приют и Женя. Долгое время пришлось восстанавливать здоровье, но счастье жить на освобождённой родной земле придавало сил. Мирная жизнь стала налаживаться.

После войны Женю пригласили в райфинотдел на должность инспектора по налогам. А после окончания бухгалтерских курсов в Гродно направили на работу в Брестский облмаслопром, где она познакомилась со своим будущим мужем, тот работал главным бухгалтером. Довелось трудиться в Ружанах, Пружанах, Березе не только на молокозаводах, но и в отделениях Госбанка.

В 1971 году Евгения Петровна со своей семьёй переехала в Пинск. Более двадцати лет являлась старшим бухгалтером на комбинате строительной индустрии. В ЖЭСе №3 долго возглавляла секцию инвалидов Великой Отечественной войны. У Евгении Петровны много наград: бывшая связная отмечена медалью Жукова, а также орденом Отечественной войны II степени, множеством трудовых наград.

Все, кто был знаком с Евгенией Петровной, отмечали её скромность, простоту и душевность. Гордились и гордятся своей бабушкой внуки и правнуки.

Очень хочется, чтобы мужество и стойкость, любовь к Родине Евгении Петровны были примером для всех будущих поколений.

В эссе использовались материалы, записанные детьми-волонтерами в 2015 году, также опубликованные в газете «Пінскі веснік», переданные родственниками.

Ульяна КОВАЛЕВИЧ,
учащаяся ГУО «Гимназия № 3 имени В.З.Коржа г. Пинска».

Весна 1945 года

Дневник войны, или Живая история военных лет

Навеки в памяти моей

Мне снілася вайна

 

Оставить комментарий

Похожие новости

В библиотеке колледжа прошло тематическое мероприятие ко Дню Хатынской трагедии

pv

В день памяти сожженных деревень митинг-реквием состоялся у мемориала в Любель-Поле

pv

Знак внимания и подарки – матерям, потерявшим сыновей

pv
ТГ канал