Каждое третье мошенничество в Пинске было совершено с использованием мессенджера «Вайбер», каждое пятое – через социальную сеть «Инстаграм». Злоумышленники используют практически все популярные интернет-площадки, в том числе «Куфар», «Телеграм», «Онлайнер» и другие. Об этом рассказали в Пинском ГОВД.
Приведем лишь некоторые примеры. Кто-то из жителей города хотел купить через «Инстаграм» одежду для ребенка, кто-то – электроинструмент и шикарные розы. Однако финал у всех историй был очень похожий: после внесения полной предоплаты или аванса пинчане не получили заказанный товар, а праздник оказался испорчен. С подобными фактами люди продолжают обращаться в милицию.
В одном из случаев коллега попросил жительницу Пинска купить садовые качели в качестве подарка близкому человеку. Она в «Инстаграме» нашла профиль с красивыми фотографиями, множеством хороших отзывов о нужном товаре. Вежливый продавец предложил девушке 15% скидку и бесплатную доставку, если она внесет полную предоплату за покупку. В результате пинчанка перевела деньги и вмиг их лишилась, а качели так и не получила. Попытки связаться с недобросовестным продавцом привели к тому, что покупательницу поместили в «бан».
– Финансовые потери от мошенничества – далеко не единственный ущерб, с которым сталкиваются пострадавшие. Моральные издержки оказываются не меньшими. Главный совет, который уже продиктован временем, – не вносите никакой предоплаты, авансовых платежей, не верьте большим скидкам, акциям в соцсетях и мессенджерах. У нас достаточно добропорядочных торговых интернет-площадок, которые предусматривают оплату при доставке товара. Особенно внимательным нужно быть при совершении покупки в какой-либо фирме первый раз. Не нужно «вестись» на бесплатную доставку или скидку за предоплату, – отметил заместитель начальника Пинского ГОВД Андрей КОЗАК.
Распространен стереотип, что жертвами мошенников чаще становятся пожилые. Однако, по информации правоохранителей, среди пострадавших также большое количество молодежи, людей с высшим образованием, в том числе педагогов и врачей.
Злоумышленники каждый раз придумывают новые способы обмана. Например, сейчас активно используется рекламная рассылка в мессенджерах с акциями от различных известных магазинов. Получатель, из-за любопытства нажав на такую ссылку, лишается доступа к своему аккаунту, а мошенники получают доступ к его переписке, где ищут фото банковских карт и пароли. Также аферисты устанавливают на телефон специальные программы, которые помогают не только украсть с карты все имеющиеся деньги, но и оформить в мобильном приложении кредит, а затем вывести и заемные средства. Нередко регистрируются случаи, когда мошенники звонят престарелым, требуют деньги для якобы попавших в ДТП родственников.
Сотрудники милиции советуют гражданам повышать финансовую грамотность, соблюдать элементарные требования безопасности: не переходить по ссылкам, присылаемым продавцами, не вводить реквизиты банковских карт, тем более когда вы не можете отличить настоящие страницы от фишинговых. Ни в коем случае нельзя предоставлять по телефону или в социальных сетях пароли, данные СМС, реквизиты карточек.
Наталья МИЛЕВСКАЯ.