7.8 C
Пинск
Суббота, 27 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Год исторической памяти

«Пушка ядрами не стреляла, но памятный знак весьма знаменательный…»

Такими впечатлениями поделились любители истории Отечественной войны 1812 года, побывав в городском парке культуры и отдыха. Они специально приехали посмотреть памятный знак, называемый «пушка».

«Пушка ядрами не стреляла, но памятный знак весьма знаменательный…»

Сегодня он не особо-то заметен под сенью елей и каштанов. К тому же вид перекрывает установленный перед ним временный подиум. Это теперь по количеству орудий территория парка может сравниться с военным музеем под открытым небом, а лет двадцать назад «наполеоновская» пушка была первой и ею очень гордились пинчане. Ведь, судя по надписи, высеченной на мраморной плите, событие, в честь которого был поставлен памятник, весьма неординарное. Читаем: «Здесь в июле 1812 года русские солдаты под командованием Жевахова И.С. вступили в бой с неприятельским отрядом и захватили пушку — первый в истории Отечественной войны трофей». Так что же скрывается за скромным внешним обликом этого памятного места? «Где это «здесь» и кто такой Жевахов?» – задают вопросы краеведам.

«Гроза двенадцатого года…»

Войну 1812 года на Пинщине не назовешь ни маневренной, ни позиционной. Воевавшие стороны в условиях болотистого и практически лишенного дорог Полесья обменивались вылазками, завершавшимися, как правило, взятием складов (тогда их называли магазинами), где накапливались собранные у населения в качестве армейских поставок фураж, мука, сухари…

В середине июля командующий 2-й армией Петр Багратион находился в отчаянии: «Что делать? Сзади неприятель, сбоку неприятель… Минск занят… и Пинск занят». Однако события на Пинщине разворачивались отнюдь не в пользу захватчиков. Отряды, действовавшие при армии Александра Тормасова, терзали тылы австрийских и саксонских корпусов. На пинском направлении особо удачно действовало подразделение под командованием генерал-майора Алексея Мелессино. Русская кавалерия выбила из города три саксонских уланских эскадрона майора Зейдлица и взяла пленных и пушку. Ранее захватить вражеское орудие не представлялось возможным. Армии отступали.

Успешные действия Тормасова и Мелиссино отражены в обстоятельном издании «Описание Отечественной войны в 1812 году», вышедшем в свет в 1839 году. Отсюда исходит первоначальная и достаточно подробная информация о пинском сражении. Впоследствии она появилась в исторической литературе и стала поводом для установки в 1978 году памятного знака.

Но вернемся к событиям лета 1812 года. Прорыв русской кавалерии в Пинск 24 июля удался вследствие несогласованных действий противника в районе поселений Дубой и Стаховичи. Летучий авангард Мелессино был уже в деревне Кужеличин на пинской дороге, после того как силы неприятеля разделились. Тех, кто занимал позиции ближе к русским, отправили в Логишин. Этим воспользовался командир Серпуховского драгунского полка полковник И.С.Жевахов. Небольшим отрядом он решительно двинулся по направлению к Пинску. Путь на восток оказался почти свободным. Перестрелка завязалась только в предместье города. Тогда же драгуны взяли трофеи и отбили пленного русского офицера. Имея не более полусотни человек, Жевахов понимал, что в Пинске ему не удержаться, и вскоре оставил город, который в июле и августе еще не раз переходил из рук в руки.

«Из грузинских князей в вечном российском подданстве»

За успешные действия «у Янова, под Пинском и Кобрином» полковник Жевахов был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. Впоследствии командовал конными отрядами в корпусе генерал-лейтенанта Фабиана ОстенСакена, участвовал в заграничном походе: в блокаде крепостей Модлин и Ченстахов, сражении под Дрезденом. Портрет Ивана Семеновича Жевахова (1762-1837) представлен в Военной галерее Зимнего Дворца. Однако фамилия Жевахов, упоминаемая в пинских экскурсиях, для его современников могла звучать и как… Джавахишвили. Оказывается, Иван Семенович был родом «из грузинских князей в вечном российском подданстве». Принимал участие в боях с черкесами, турками, поляками, в обеих французских кампаниях. За действия в Отечественную войну получил звание генерал-майора. Уволился со службы по собственной просьбе в 1817 году «за ранами с мундиром и полным пенсионом». После отставки жил в Одессе.

«Забил заряд я в пушку туго»

Несложно определить, что установленное у гранитной глыбы орудие не относится к эпохе наполеоновских войск. Тогда к стрельбе их готовили с дульной части. Помните, как у Лермонтова: «Забил заряд я в пушку туго»?

Орудийный ствол, находящийся в городском парке, имеет нарезные каналы и запирающуюся казенную часть. Это оружие второй половины XIX века, но никак не его начала. Да и вряд ли кто хранил бы для Пинска тот самый трофей 1812 года.

Памятник Отечественной войне в нашем городе имеет символический характер, и его появление связано с именем тогдашнего директора парка Виталия Войнаря. Он был человеком культуры, творческой личностью. Много повидал в жизни лиха. Рос круглым сиротой, в 1943 году ушел добровольцем в Красную Армию, после войны стал воспитателем в детдоме. В Пинске Виталий Зиновьевич оказался на сверхсрочной службе в учебном отряде Военно-Морского Флота. А затем четверть века работал директором парка. Ветеран войны вложил немало сил в развитие этого учреждения культуры. Он был душой парка, инициатором проектов по его развитию. Несомненно, популярная тогда литература о войне 1812 года, эпическая экранизация Сергеем Бондарчуком «Войны и мира» только поспособствовали тому, что в Пинске появилось еще одно памятное место.

И все же предложу свою версию происхождения пушки. Один из побывавших в Пинске любителей военной истории высказал мнение о том, что она, вероятнее всего, относится к военно-морской артиллерии. Даже попытался определить год ее создания и завод-изготовитель. Значит, пушка могла попасть в Пинск не иначе как к военным морякам. И подобное уже случалось. Когда для создания памятника бронекатера БК-92 понадобилась орудийная башня танкового типа, которую не могли изготовить в Пинске, то ее привезли с флотской базы Измаил. Возможно, и пушку для памятника Отечественной войны доставили таким же образом. Ведь моряки всегда помогали Пинску.

А то, что пушка ядрами не стреляла, для памятника воинской доблести не имеет особого значения. Он сам по себе символичен и не требует исторических деталей, тем не менее, давно нуждается, чтобы его благоустроили и осовременили.

Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото автора.

Оставить комментарий

Похожие новости

Клуб «Полесский солдат»: сохранение памяти о событиях прошлого

pv

В средней школе № 18 прошла городская ученическая конференция о партизанском движении на Пинщине

pv

В Пинске появилась «Цифровая звезда»

pv
ТГ канал