Восточная часть города, называемая Леще, где ровно год тому назад освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы, воистину сакральное место. Сейчас здесь храм. В прошлом стоял монастырь.
Старожилы Пинска вспоминают, что за парком находилась возвышенность, с которой было хорошо съезжать на санках. Действительно, до 50-х годов прошлого века на картах значился курган, но, когда для сооружаемого рядом стадиона понадобился песок, его снесли. Сотрудник музея Б.В.Миролюбов наблюдал за происходящим. К нему присоединился научный сотрудник института археологии Академии наук СССР Юрий Кухаренко. На самом деле курганов в Леще было два. Один исследовал еще в 1871 году директор местных училищ Куклинский. Там нашли саманидский дирхем Нуха из Самарканда чеканки середины Х века – желанное серебро викингов. Что же находилось во втором кургане?
Однако первыми здесь оказались не археологи. Несмотря на их протесты, разрушение уникального кургана продолжалось. И только благодаря чрезвычайному происшествию Кухаренко и Миролюбову удалось зафиксировать профиль стенки верхней части насыпи. Работы приостановили, чтобы обезвредить невзорвавшийся снаряд. Отчаянных исследователей опасность не остановила. Даже скудные данные преподнесли сюрпризы: на кургане дважды горели костры; его несколько раз подсыпали; внутри находилось деревянное сооружение, вероятно, погребальная камера. Полученные рисковым образом сведения вошли в сборник материалов «Славяне и Русь», изданный в Москве в 1968 году. Так в археологии появился термин «Пинские курганы». Ничего похожего поблизости на Полесье не нашлось. Эти насыпи чем-то напоминают большие черниговские могилы, в частности Черную могилу, и могилу Месяца на юго-востоке Польши. По аналогии с ними курган в Пинске Кухаренко предложил датировать концом Х – началом ХI вв. Возможно, в нем был погребен неизвестный нам князь или предводитель княжеской дружины.
Связанные с Леще легенды и археологические находки относятся ко времени, когда самого Пинска либо не существовало, либо он остался не названным в летописях. В свете новых предположений о происхождении названия реки и, соответственно, города, мы приближаемся к еще более раннему и таинственному периоду истории, чем представляли прежде, – иллирийскокельтскому. Не теряет актуальности теория протогородов на пути «из варяг в греки». Предстоит уточнить сведения и интерпретировать находки на территории современного Пинска – фрагменты сосудов зарубинецкой культуры и могильник восточно-поморской культуры. Вот таким занимательным бывает «Пинсковедение».
* * *
Что касается 1097 года, то будем относиться к этой дате с особым уважением, как к факту упоминания Пинска в летописи, тем более такой известной, как «Повесть временных лет». Она стала символической точкой отсчета. Может, только стоит к предстоящему 925-летию града над Пиной благоустроить памятный знак на детинце и придать ему новый художественный облик? Напомним, он был установлен к 900-летию Пинска.
Несомненно, дата 5 ноября и этот памятный знак останутся свидетельством и напоминанием, «откуда есть пошла» земля пинская.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото и фоторепродукции автора.