Это названия полесских лодок, ставших архаическими типами судов.
В довоенном парке центральной фигурой была скульптура полешука с веслом. Весьма характерный типаж. Весло подразумевало наличие лодки. А куда без нее в краю рек и болот, особенно во время разливов?
С XVI столетия дошли сведения об искусственных каналах, улучшающих водные коммуникации. Еще во второй половине XX века из ближайших деревень, находящихся у поймы Пины, скажем, из Житновичей или Завидчиц, к городу добирались лодками по специально прорытым канавам.
Интерес к судам, использовавшимся на Полесье, известен с XIX столетия. Так, их значение в торговых экспедициях по Огинскому и Днепровско-Бугскому каналам, а также подробное описание этих водных систем изложил в работе «Пинск и его район» доцент императорского университета, член русского географического общества Ю.Янсон. А за четыре десятилетия до этого, в 1829 году, подобными сведениями живо интересовался служащий Банка польского П.Контрим. Два автора дают нам представление о десятке типов судов, как транзитных, так и местного значения. Многие из них давно выбыли «из употребления», основательно забылись их названия. Например, главными «тяжеловозами» с зерном и солью на полесских каналах были берлины. Здесь же барки, полубарки, грузовые чайки-плоскодонки…
В обиходе на смену долбленым лодкам пришли дощатые, менее трудоемкие в изготовлении, ремонте. Да и больших деревьев вблизи рек после активной вырубки припойменных лесов практически не осталось.
О том, что исконные полесские лодки в конце концов станут уходящим явлением, краеведы поняли еще в первой трети прошлого столетия. Их облик пытались сохранить в светописи, этнографических собраниях. Так, в 1929 году модель челна с веслом и черпалкой стала экспонатом Полесского музея в Пинске. Изделие числилось как дар помещика из Поречья Р.Скирмунта. Впрочем, еще многие десятилетия настоящие челны, дубы, чайки верой и правдой служили полешукам.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фотооткрытка из коллекции автора.