Пока мы пользуемся современными благами, которые нам подарил век цифровых технологий, злоумышленники придумывают новые схемы обмана. Их жертвой может стать кто угодно, но самые уязвимые – пожилые люди.
Как правило, бабушкам и дедушкам не хватает общения, они очень доверчивы и открыты к посторонним, а еще не всегда владеют современными технологиями. Кроме того, не могут быстро сообразить, что их пытаются «развести».
Мошенники активно пользуются данными особенностями, поэтому главная задача правоохранителей – действовать на опережение, чтобы не допустить очередного случая «развода».
Правоохранители убедительно просят неравнодушных граждан и близких пожилых людей рассказывать им о наиболее распространённых схемах обмана, совершаемых в отношении их, в частности «Алло, мама», когда звонит неизвестный и представляется дочерью, сыном или внуком. Говорит, что виновен в ДТП, поэтому ему грозит уголовная статья и лишение свободы. Вопрос можно решить, заплатив потерпевшим. Затем трубку берет «представитель силового ведомства». Он подтверждает факт происшествия, а далее преступники обрабатывают жертву так, что та отдает огромную сумму денег.
Уважаемые граждане, будьте бдительны! Практически во всех своих схемах жулики играют на чувствах своих жертв: любопытстве, доверчивости и страхе. Помните, что правоохранители никогда не предлагают решить проблемный вопрос за деньги.
Распространены также случаи, когда через мессенджер звонит незнакомец, представившись работником контакт-центра или службы безопасности банка. Входящий звонок максимально закамуфлирован под звонок сотрудника банка: на аватарке может использоваться логотип банка (полностью или частично), а отображаемый телефонный номер звонящего может быть очень похож на телефон службы поддержки.
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию по вашей карте» или «поступил запрос на онлайн-оформление кредита на ваше имя». Он просит логин и пароль от Интернет-банкинга, код из SMS от банка (в большинстве случаев сопровождаемый фразой «Никому не сообщайте!», реквизиты карты (полный номер карты и срок ее действия, СVV или СVС код). Это нужно якобы для «сохранения ваших денег».
Злоумышленник сообщает: «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте», «в целях конфиденциальности я включаю робота, который защитит ваши данные» (вы слышите в трубке легкий шелест). Для убедительности он называет ваши персональные данные и просит перевести деньги «на защищенный счет, который закреплен за персональным менеджером, это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги». Может также попросить назвать персональные данные или секретные коды из SMS роботу, при этом в трубке вы слышите музыку.
Вам предлагают услуги страховки от мошеннических действий. Для ее оформления необходимо предоставить данные карты для подтверждения операции.
Уважаемые граждане, помните: сотрудники банка никогда не звонят клиентам на Viber. Если вам поступает такой звонок, не сообщайте конфиденциальную информацию и прекратите разговор.
Никому не сообщайте свои личные данные, данные карт, защитные коды, коды из SMS. Если с картой действительно происходят мошеннические действия, банк сам может ее заблокировать.
Анастасия ТЮШКЕВИЧ.