«Спящий полицейский»: взвесим все за и против

Общество

Недавно в редакцию пришло письмо от нашего читателя Ивана ДУБНО – отклик на июльскую публикацию. Приведем строки из него:

«…На улицах города около 100 дорожных препятствий («спящих полицейских»), что влечет за собой увеличение вредных выбросов от авто, а также износ деталей транспортного средства, пережог топлива, колейность на асфальте до и после этих «горбылей». Не говоря уже об ощущениях людей, находящихся в салоне».

Вот и предлагает наш читатель на опасных участках улиц установить знаки, ограничивающие скорость движения автомобиля, и фотокамеры. По его мнению, в этом случае воздух будет чище, дороги лучше, уменьшится расход топлива, пассажиры будут чувствовать себя комфортнее. А нарушители скоростного режима станут пополнять бюджет страны. Пешеходы же при переходе улицы всегда должны быть бдительны и осторожны. Словом, огромная польза будет для всех.

В конце письма его автор написал, что хочет знать мнения специалистов, с которыми мы встречались во время нашего первого разговора, по поводу высказанного им предложения. Ну а желания наших читателей для нас – закон.

О развитии транспортного каркаса

– Мобильные источники загрязнения атмосферного воздуха, в том числе автомобильный транспорт, действительно оказывают существенное влияние на его качественный состав, – соглашается главный государственный санитарный врач г.Пинска и Пинского района Владимир ВАЩУК. – Это происходит в связи со спецификой планировочной структуры города, в частности недостаточным количеством путепроводов, мостовых переходов, транспортных развязок, которые способствуют формированию транспортных потоков через город и его центральную часть по магистральным улицам, а также размещением в городской черте ряда объектов транспортной инфраструктуры – автозаправок, гаражей, СТО, автовокзала. В настоящее время данный вопрос остается актуальным, решение его в существенной мере зависит от сроков и полноты реализации Генерального плана развития Пинска, который был утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2020 года №247. Именно она позволит обеспечить развитие транспортного каркаса города за счет реконструкции существующих и строительства новых магистральных улиц, а также сформировать систему магистральных улиц с высокой пропускной способностью транспортных потоков.

По словам Владимира Владимировича, в результате мониторингов степени загрязнения атмосферного воздуха в Пинске в 2020 году факты превышения содержания вредных веществ были установлены в 0,2% случаев от общего количества проведенных исследований. Что касается опосредованного влияния элементов принудительного снижения скорости на степень загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, то подобные исследования не проводились и не проводятся, потому научными данными об этом зональный центр гигиены и эпидемиологии не располагает.

Транспорта больше – вредных выбросов… меньше?

Вот такая парадоксальная ситуация, на первый взгляд. Но лишь на первый. По мнению начальника горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Надежды МИХНЮК, состояние атмосферного воздуха связано с множеством факторов. Среди них рост числа автотранспорта, технические препятствия на автомобильных дорогах, к которым относятся искусственные неровности. Автомобиль, проезжая по ним, меняет свои характеристики, в результате постоянных разгонов и торможений возрастают топливный расход и уровень выброса загрязняющих веществ – оксида углерода, диоксида азота, а также твердых частиц и летучих органических веществ. Вместе с тем нормативы качества воздуха или предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в нем, а также нормативы ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 ноября 2016 года № 113, не превышаются. К примеру, в III квартале в 99,9 % проанализированных Пинским филиалом Белгидромет проб концентрации основных загрязняющих веществ были ниже 0,5 ПДК. Превышений нормативов ПДК по твердым частицам (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), оксиду углерода и диоксиду азота не зафиксировано, причем концентрации твердых частиц были ниже предела обнаружения. А вот в летний период, по результатам наблюдений, Пинск относится к перечню городов в республике с самым высоким содержанием в воздухе формальдегида. И среди основных причин могут быть фотохимические процессы, протекающие в воздухе улиц, внимание, с интенсивными транспортными потоками.

По словам Надежды Константиновны, в Пинске состояние воздуха в III квартале текущего года, как и во II, оценивалось в основном как очень хорошее и хорошее.

Вредное воздействие на окружающую среду в целом и атмосферный воздух в частности действительно оказывает автомобильный транспорт, доля которого в общем объеме выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от мобильных источников загрязнения в 2020-м составила около 60%, или 111,8 тысячи тонн. Но это на 11 тысяч тонн, или 9%, меньше уровня 2019 года и на 30,2 тысячи тонн, или 21,3%, – уровня 2010-го!

– Несмотря на рост количества автотранспорта, стабилизации выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств в определенной мере способствуют мероприятия, проводимые в Пинске в последние годы. Это ремонт дорожного покрытия города; расширение и благоустройство улицы Первомайской; реконструкция части улицы Брестской; оптимизация движения автотранспорта на перекрестках в центральной части города; перевод части улиц на одностороннее движение. Кроме того, при реконструкции улицы Ленина был реализован проект пешеходной улицы с ограничением движения на участках дорог, примыкающих к ней. Эффективны и ежегодно проводимые акции «Чистый воздух» и «День без автомобиля», республиканский смотр-конкурс на лучшую автотранспортную организацию, – уверена Надежда Константиновна. – В ОАО «Пинский автобусный парк», например, для снижения нагрузки на атмосферный воздух предусмотрены обновление состава транспортными средствами экологического класса ЕВРО-4, ЕВРО-5; оптимизация маршрутов и времени движения городского общественного транспорта; оснащение пассажирского транспорта системами GPS-навигации; применение новейших технологий по снижению расхода топлива в двигателях внутреннего сгорания.

Радар лихача не всегда остановит

С содержанием письма нашего читателя мы решили познакомить и председателя городской комиссии по безопасности дорожного движения, заместителя председателя горисполкома Геннадия ДУБОЙСКОГО. Вот что он пояснил:

– Согласно статистике, недопустимо высоко число дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. При этом большинство ДТП происходит по вине водителей именно на пешеходных переходах. За текущий период 2021 года на территории Пинска зарегистрировано 21 дорожно-транспортное происшествие, в результате один человек погиб, 21 получил ранения. Так вот, восемь ДТП произошли с участием пешеходов.

– Ежегодно анализируя дорожную обстановку на территории Пинска и прогнозируя ее негативное развитие, мы постоянно предпринимаем в этой связи различные шаги, – продолжает Геннадий Васильевич. – На безопасность дорожного движения во многом влияет обустройство улично-дорожной сети техническими средствами: светофорными объектами, дорожными знаками, искусственными неровностями для принудительного снижения скорости движения транспортных средств, которые, кстати, на территории Пинска устроены в соответствии с требованиями СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения» и расположены на аварийно опасных участках, в местах концентрации ДТП, у непосредственных выходов на проезжую часть пешеходов из объектов с высокой посещаемостью граждан, а также вблизи учреждений образования. Искусственные неровности имеют конструкции ИН-1 и ИН-2. В некоторых местах действительно можно было бы заменить их на стационарные датчики контроля скорости (радары), однако на приобретение и установку необходимы значительные финансовые средства – камера скорости стоит от 25 до 30 тысяч евро. При этом нет 100% гарантии, что она остановит лихача. Искусственная неровность заставит снизить скорость в любом случае и при любых обстоятельствах. В целях оптимизации дорожного движения, обеспечения наиболее безопасных и комфортных условий для движения всех участников на территории Пинска ведется замена существующих искусственных неровностей, где есть такая необходимость, вблизи нерегулируемых пешеходных переходов на светофорные объекты с кнопкой по требованию, обустраиваются островки безопасности, наносится дорожная разметка, устанавливаются дорожные знаки. Данные мероприятия производятся поэтапно, в основном в рамках нового строительства и реконструкции улиц и дорог.

КСТАТИ. Информация о состоянии атмосферного воздуха находится в свободном доступе и размещена на сайте Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды Республики Беларусь ! (https://rad.org.by/).

Наталья КИРКОВЕЦ.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *