Некоторые дети с нетерпением ждут начала нового учебного года, тем не менее и для них каждый сентябрь — довольно стрессовый и напряженный период. Особенно сложно приходится первоклассникам, ведь с наступлением 1 сентября резко меняются их место в системе общественных отношений, весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, а на смену привычным играм и забавам приходят учебные занятия и обязательства. Труднее всего объяснить ребенку, что теперь он не может погружаться в развлечения в любое время.
Период адаптации обычно занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев. От родителей требуются помощь и поддержка при освоении нового уклада жизни. Важно быть особенно внимательными к ребенку и готовыми сотрудничать с педагогами.
В период адаптации повышается нагрузка на организм, потребность в двигательной активности остается еще прежней, а школьники много времени вынуждены находиться в сидячем положении. От первоклассника требуются повышенное внимание и умственное напряжение, игры и развлечения уходят на второй план, уступая место целенаправленному обучению за счет усилий воли. Первоклассник оказывается в новом коллективе, где надо выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
Родителям важно серьезно отнестись к периоду адаптации первоклассника — построить режим дня так, чтобы ребенку было достаточно времени для двигательной активности и отдыха (на сон — не менее 11 часов). Очень важно соблюдать режим сна. Никакие домашние задания, доклады, поделки, репетиции и прочие школьные дела не стоят того, чтобы не дать ребенку лишний час поспать.
Следует поощрять ребенка за любые успехи в школе, учить адекватно оценивать себя, сравнивая прошлые и нынешние результаты, подчеркивать его сильные стороны. Сравнение с другими недопустимо, поскольку в этом случае существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении его собственных результатов.
Нужно активно участвовать в жизни первоклассника, интересоваться любыми мелочами. Помогите ребенку разобраться со школьными правилами: расскажите, зачем дают звонки, что значит правило «поднятой руки», как обращаться к педагогу, как вести себя в столовой и многое другое — все это новое для школьника и может вызывать стресс.
Необходимо интересоваться, как прошел день, задавая вопросы: что было интересного? что тебя удивило? что было сложного сегодня? Важно, чтобы ребенок делился своими открытиями, успехами, трудностями и сомнениями, а не формальными оценками собственного поведения.
Помогайте ребенку наладить отношения в классе, обсуждая с ним сложные моменты в общении с одноклассниками, подсказывая способы разрешения конфликтных ситуация.
Не менее важно обеспечить благоприятную психологическую обстановку в семье, и тогда период адаптации пройдет легче и быстрее.
Невозможно застраховать первоклассника от испытаний и сложностей школьной жизни, но точно можно оставаться ему опорой, помогать уверенно и с интересом взрослеть, постигая новые знания.
Ольга ТКАЧ, психолог отдела общественного здоровья ГУ
«Пинский зональный центр гигиены и эпидемиологии».
Фото носит иллюстративный характер