7.5 C
Пинск
Вторник, 23 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Общество

Если нужно обратиться

В Беларуси будет введен новый закон об обращениях граждан. Он должен способствовать более конструктивному решению возникающих вопросов, снять накопившиеся проблемы и отфильтровать так называемых профессиональных жалобщиков. Увы, есть и такие. В повседневный оборот входит слово «кверулянты» – это постоянные жалобщики, действующие вопреки ситуации, закону и просто здоровому смыслу. Но пока речь не о них.

В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь к первому чтению готовится законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». С основными изменениями, которые ожидаются в нем, знакомит читалей «ПВ» депутат Палаты представителей, заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Александр ОМЕЛЬЯНЮК.

– 29 сентября 2021 года в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь Правительством внесен проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Корректировка документа продиктована временем и направлена на совершенствование правового регулирования отношений, касающихся сферы подачи и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, с учетом практики его применения, – отметил Александр Павлович. – В последние годы активно совершенствуется работа с электронными обращениями. Так, с целью повышения ее эффективности, возможности ведения централизованного учета, обработки, хранения обращений и результатов их рассмотрения в 2022 году в Республике Беларусь планируется запустить Единую республиканскую автоматизированную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, которая объединит все госорганы и организации. Такая система разработана по поручению Администрации Президента Республики Беларусь и в настоящее время проходит опытно-промышленную эксплуатацию.

– В этой связи в законопроекте предлагается отказаться от используемых в настоящее время способов направления обращений – на электронный адрес (e-mail) и (или) на специальную рубрику «Электронные обращения», скорректировав определение термина «электронное обращение», – пояснил депутат. – Подача электронного обращения будет осуществляться через отдельный сайт, на котором заявителю необходимо будет пройти авторизацию. Предполагается создание личного кабинета, посредством которого можно направить обращение в интересующие государственные органы и организации, а также получить ответ.

По словам Александра Павловича, при обсуждении проекта Закона многие государственные органы заострили внимание на необходимости определения порядка работы с обращениями, когда заявитель очевидно злоупотребляет своим правом на обращение. Несмотря на то что в Законе уже реализована попытка противодействия таким обращениям путем закрепления возможности взыскания расходов за систематическое направление необоснованных обращений, заинтересованными отмечается, что такой механизм не востребован на практике.

– Подготовка ответов на такие обращения влечет дополнительную нагрузку на организации, государственные органы и не связана с удовлетворением правомерного интереса заявителя. По этой причине в проекте Закона предусмотрена возможность оставления обращений без рассмотрения по существу в случае, когда заявитель очевидно злоупотребляет своим правом на обращение. К слову, перечень случаев злоупотребления правом на обращение в законопроекте предусмотрен открытый, – рассказал парламентарий.

Кроме того, в новом проекте Закона определен порядок работы с массовыми обращениями как письменными, так и одновременно с письменными и электронными аналогичного содержания. По мнению Александра Омельянюка, заявители, занимаясь «массовой рассылкой», пытаются таким образом привлечь внимание к конкретной проблеме.

– В настоящее время порядок работы с обращениями, носящими массовый характер, аналогичного содержания определен только в отношении электронных обращений. В этой связи в проекте закрепляется подход, подобный используемому в отношении электронных обращений. В частности, ответ на такие обращения может размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации, – сообщил народный избранник.

Александр Омельянюк обозначил и ряд других направлений, которые предстоит обсудить в ходе подготовки законопроекта. Это уточнение перечня случаев отказа в личном приеме, предварительной записи на личный прием; конкретизация случаев и способов ознакомления заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений; уточнение круга организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений, и другие. –

Обращаю внимание, что над законопроектом все еще ведется большая и кропотливая работа. Внесение корректировок в Закон об обращениях граждан и юридических лиц в перспективе позволит снять большинство существующих проблемных вопросов, – заключил парламентарий.

В ТЕМУ

За последние десять месяцев в горисполком поступило более 1400 обращений. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года их стало несколько больше. Рост составил 7,3%. Обращений граждан увеличилось на 6,4%, а юридических лиц – на 29%. При этом количество письменных обращений уменьшилось на 4,4%, поступивших на прямую телефонную линию – на 22,3%, а вот электронных прибавилось на 30% и незначительно – на личных приемах (на 1%). Отмечается рост числа коллективных и уменьшения количества анонимных обращений.

Картина будет неполной, если не назвать, что сегодня волнует пинчан. Чаще всего заявители поднимали проблемы, связанные с коммунальным хозяйством (44,6%). Это ремонт, эксплуатация и содержание жилых помещений, благоустройство и состояние улиц, дорог, тротуаров. Возникали вопросы по коммунальным услугам, частному жилищному фонду, деятельности организаций застройщиков и товариществ собственников и другие.

Далее по количеству следуют обращения, касающиеся архитектуры и градостроительства – 11,1%, торговли и защиты прав потребителей – 5,3%, труда – 5%, компетенции органов внутренних дел, ГАИ и заявлений о противоправных действиях – 4,7%, социального и пенсионного обеспечения – 3,2%, землеустройства – 2,9%, здравоохранения – 2,7%, культуры, физической культуры и спорта – 1,6%, экономики – 1,6%, образования, транспорта – по 1%.

В сравнении с январем – октябрем минувшего года возросло число обращений, затрагивающих деятельность органов внутренних дел, ГАИ, касающихся заявлений о противоправных действиях (на 34%), а также сферы архитектуры и градостроительства (на 17%), торговли и защиты прав потребителей (на 17%), здравоохранения (на 14,7%), жилищно-коммунального хозяйства (на 2%), социального и пенсионного обеспечения (на 2%). И в то же время уменьшение произошло в таких областях, как образование (на 44%), транспорт (на 30%), землеустройство (на 18%), экономика, финансы, налогообложение.

Исходя из практики работы горисполком внес предложения в новый законопроект, проинформировала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Ирина Лосич.

Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.

Оставить комментарий

Похожие новости

Успешное проведение городского педагогического фестиваля “Окунись в наши идеи!” в Пинске: обмен опытом и профессиональное общение

pv

Слет-конкурс отрядов ЮИД прошел в Пинске

pv

Пинск присоединился к республиканскому субботнику

pv
ТГ канал