Декрет № 6: разъясняем нюансы

Актуально Общество

– Декрет № 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, в том числе и тех, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Законом Республики Беларусь от 28 мая с.г. № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Если говорить об основных новшествах документа, то он, вопервых, определяет требования к характеристике; во-вторых, устанавливает дополнительные требования при приеме на работу в данные организации, а также ответственность за нарушение порядка приема; в-третьих, дополняет перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, – поясняет Сергей Анатольевич.

Федот, да не совсем тот

– Насколько помню, наниматель мог и раньше запрашивать характеристику с прежнего места работы человека.

– Да, у него было такое право. Оно, кстати, осталось у руководителей организаций частной формы собственности. Что касается государственных органов и организаций, наниматель сейчас обязан сделать подобный запрос. Форма характеристики установлена соответствующим постановлением Совета Министров от 14 октября текущего года № 585. В ней отражаются профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень), моральные (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость), участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзами по решению актуальных вопросов деятельности организации. Кроме того, характеристика должна содержать информацию о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики, о привлечении его к материальной и иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя). Дополнительно в ней указываются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, а также наличии антигосударственных проявлений на рабочем месте. Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).

– Характеристика теперь стала куда объемнее, нежели раньше.

– Не случайно Декрет № 6 увеличивает срок, в течение которого она должна быть выдана после поступления соответствующего запроса, с пяти календарных дней до семи. Обращаю внимание, что требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.

Когда могут понадобиться сразу две характеристики

– Теперь, думаю, самое время поговорить о дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации.

– Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя запрашивать характеристику не только с предыдущего места работы человека, но и из государственной организации, где он трудился в течение предшествующих пяти лет.

– Давайте рассмотрим конкретные ситуации, которые могут возникнуть в этой связи.

– Если в течение предыдущих пяти лет человек трудился только в негосударственных организациях, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы. Если как в негосударственной, так и в государственной организациях – количество запросов зависит от того, какая была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию. Если государственными организациями являлись все места работы, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего. Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.

Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из Единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.

– Если не ошибаюсь, подобную информацию можно запрашивать только с согласия человека.

– Действительно, нанимателю предварительно следует получить согласие самого соискателя в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.

За нарушения придётся отвечать

– Какая предусмотрена ответственность за нарушение порядка приема на работу в государственные организации?

– Требование о запросе характеристики является обязательным, поэтому за его невыполнение предусмотрена ответственность. Игнорирование данного требования расценивается как грубое нарушение трудовых обязанностей. Речь идет как о характеристиках, содержащих заведомо недостоверную информацию, так и о нарушении сроков их выдачи. Если факт будет установлен, руководителя организации или других должностных лиц могут уволить. Если такие деяния повлекли ущерб государственной собственности либо нанесли существенный вред государственным или общественным интересам, виновные будут нести уголовную ответственность.

Перечень дискредитирующих обстоятельств дополнен

– Мы начали разговор с того, что еще в конце мая текущего года соответствующим Законом Республики Беларусь был внесен ряд изменений в Трудовой кодекс.

– Новый документ, о котором мы сегодня ведем речь, приводит положения Декрета № 5 в соответствие с ним. Так, в частности, перечень дискредитирующих обстоятельств дополнен новым основанием для увольнения работника – за нарушение им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Кроме того, расширены полномочия нанимателя, который получил право незамедлительно отстранять человека от работы в случаях, когда тот призывает коллег к забастовке без уважительных причин. Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины.

Интервью взяла Наталья КИРКОВЕЦ.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *