7.1 C
Пинск
Четверг, 25 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Общество

13 сентября – Международный день памяти жертв фашизма

Это невозможно забыть. Это нельзя простить. Преступления против человечества не имеют срока давности. Тем более военные преступления нацистов. Тем более на нашей земле, где каждый третий житель погиб в те страшные кровавые годы. И нет никакого оправдания современным мракобесам, делающим себе тату в виде свастики, цитат из «Майн Кампф», позирующим на фото в социальных сетях в форме солдат вермахта, войск СС и вытягивающим руку в нацистском приветствии.


Прошло почти 80 лет с момента, как началась Великая Отечественная война, а кажется, что это было только вчера. Слишком свежа память у нашего народа о тех событиях и о тех жертвах, которые были положены на алтарь Победы. Они были молоды, веселы и беззаботны. Мечтали учиться, работать. Но война перечеркнула планы всех советских граждан.

Уже 4 июля 1941 года немцы заняли Пинск. На улице Комсомольской из своих домов были выведены 16 человек, их препроводили в здание Каролинского суда, а на следующий день в Лещинском лесу (нынешний парк культуры и отдыха) расстреляли. Их уничтожили только за то, что они евреи. Спастись удалось лишь одному. При побеге его ранили в руку. Так Пинск познакомился с расовой теорией нацизма. И это было только начало.
На следующий день жители обязаны были собрать «на нужды немецкой армии» мыло, обувь, ткани, шерсть, хлеб. За каждый несданный кусок хлеба расстреливали по 10 евреев.
5 августа произошла массовая облава на местных жителей. Представители «высшей расы» и их пособники, эти носители высокой культуры и образования, без всяких церемоний врывались в дома, где жили еврейские семьи, и под душераздирающие крики гнали их на вокзал. А оттуда в лес. На расстрел. 6-го числа все повторилось. Следующую партию гнали уже с лопатами – рыть ямы и закапывать расстрелянных накануне. Потом уничтожили и этих. Только с 5 по 7 августа погибло около 10 тысяч пинчан, в основном мужчин от 16 до 60 лет.
А затем было вот так: «Улицы города были пустынны. Евреи избегали ходить по ним, боясь быть схваченными и избитыми. Сидели дома. «Снаружи убивает меч, а в домах – страх». Надвигался голод. Никто не предполагал, что немцы так быстро захватят город, и поэтому не успели запастись продовольствием. Рядом с пекарнями стояли длинные очереди, терпеливо ожидавшие хлеба. Проходившие мимо немцы выводили людей из очереди и безжалостно избивали их или издевались над ними».

Один из бывших узников Пинского гетто, чудом выживший рабочий Арье Долинко, написал пронзительную книгу воспоминаний о том времени, где каждое слово отдается болью в сердце. Где по дням и часам описана жизнь еврейского гетто областного центра. Где каждое предложение нужно высечь в граните или повесить в рамке на стене. Чтобы помнили и никогда не повторяли.
Голод, бесправие, нищета. Унижение на каждом шагу. Круглые желтые нашивки на грудь и спину. Запрет ходить по тротуару, только по проезжей части. Постоянные грабежи. И ненасытные аппетиты германских палачей: хочешь сегодня пожить – неси золото. Не сколько у тебя есть, а сколько скажем. И непомерные цифры – 10 кг, 20 кг. В ход шло все: часы, кольца, браслеты, серьги, сломанные золотые коронки. Люди выбивали, вырывали собственные зубы, чтобы получить 2 грамма золота с коронок. Принесли? Ладно, сегодня поживешь. А на завтра процедура повторялась. Только плата за жизнь росла в геометрической прогрессии. Вчера – 20 кг, сегодня – 50 кг.

1 мая 1942 года создали гетто. Тот же концлагерь за рядами колючей проволоки, только в городе. И педантично подсчитали: 18 644 человека – все еврейское население Пинска и окрестных мест.
Есть вероятность также, что часть людей свозили из Европы. Но и в этих условиях узники не теряли присутствия духа и пытались не только выживать, но и бороться. Создавали подпольные группы, пытались добывать оружие, строить укрепления и небольшие бункеры. Рассчитывали на борьбу и помощь партизан: по городу активно ходили слухи о действовавших в области партизанских отрядах и спешившей им на помощь бригаде Сабурова из Брянской области.


Немцы торопились. Их тылы были неспокойны. 27 сентября 1942 года один из главных организаторов холокоста рейхсминистр внутренних дел Гиммлер издал приказ об уничтожении Пинского гетто, «невзирая на соображения экономического характера».


28 октября район был оцеплен 15-м полицейским полком и окружен танками… Около 17 тысяч узников были пригнаны в урочище Добрая Воля и расстреляны. Тела сбросили в заранее подготовленные ямы и засыпали известью. Лишь немногие оказали сопротивление. Чудом спаслись всего 42 узника гетто. Кому-то из них помогли и сами немцы. Обер-лейтенант вермахта Гюнтер Крыль больше месяца в своей пинской квартире, рискуя жизнью, скрывал механика воднотранспортного узла Фишла Рабинова. Он подготовил ему новые документы на имя Петра Рабцевича, сделал командировочное удостоверение, отвез в Брест и посадил на поезд до Киева. Там юношу встретил лейтенант Фриаф и доставил в безопасное место. Позднее похожим образом Гюнтер Крыль спас еще несколько евреев. Немецкий офицер скончался в 1979 году. Институт Яд Вашем в Иерусалиме посмертно присвоил Крылю звание «Праведник народов мира».


Накануне Всемирного дня памяти жертв фашизма нужно вспомнить всех поименно. В том числе и тех, кто стоял по ту сторону фронта. Тех, кто сохранил человеческий облик и моральные принципы, не опустился до зверского состояния и спасал жизни людей. Просто потому, что не мог поступить иначе. Просто потому, что имел честь и совесть.


Мы, ныне живущие, должны знать и помнить все, в том числе самые трагические страницы истории Пинска, чтобы это не повторилось. Никогда. Нигде.

Никита СТРИЖ

Оставить комментарий

Похожие новости

В Пинском райисполкоме воинам-интернационалистам вручили юбилейные медали «35 лет вывода советских войск из Афганистана»

pv

Четыре пары создали семьи в зеркальную дату

pv

«Благодарю за службу»: в Пинском погранотряде чествовали военнослужащих и их родителей

pv
ТГ канал