Щедрость за государственный счет

Политика

  Заработная плата является важным фактором стимулирования труда, повышения его производительности и эффективности. В настоящее время руководителям организаций, в том числе и государственной формы собственности, предоставлен широкий выбор систем и условий оплаты труда работников. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оплаты труда, направлены на соблюдение интересов общества, нанимателя и работников; рост объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт; снижение запасов готовой продукции; повышение качества продукции; снижение затрат на производство продукции (работ, услуг) и экономии всех видов материальных и трудовых ресурсов; увеличение чистой прибыли; повышение рентабельности продаж и др.

  Однако ряд руководителей работу в республике, направленную на либерализацию условий осуществления хозяйственной деятельности, устранение излишнего вмешательства госорганов в деятельность юрлиц и ИП, воспринял как вседозволенность и способ личного обогащения.

  В ходе проверки одного из дочерних предприятий КУП «Брестское областное управление капитального строительства» УП «УКС города Пинска» специалисты Пинского межрайонного комитета госконтроля Брестской области установили многочисленные нарушения законодательства Республики Беларусь в части начисления оплаты труда и выплат стимулирующего характера. Общая сумма причиненного предприятию вреда в связи с незаконными выплатами заработной платы составила 95707,4 деноминированных рубля, в т.ч.: руководителю — 33651,20 руб., другим работникам — 62056,20 руб.

  Так, в соответствии с контрактом директору ежемесячно начислялась и выплачивалась премия за выполнение заданий по вводу жилых домов в нормативные сроки строительства в размере 40% оклада. После сдачи в эксплуатацию каждого дома директором издавались приказы о дополнительном премировании. По окончании квартала вновь начислялась премия за ввод жилья.

  Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе  и контрактом, заключенным с руководителем, установлено ограничение, что общая сумма материальной помощи (единовременных выплат) не должна превышать за календарный год двух окладов. Однако, проигнорировав это требование, директор незаконно получил 3897 руб.

  Следует отметить, что на предприятии была внедрена практика выплат премий практически ко всем государственным и иным праздникам Республики Беларусь. Так, например, директору ко Дню Победы и Дню Независимости было начислено по 40 базовых величин, к Новому году — 1,5 оклада. Всего на эти цели им получено почти 8000 руб.

  Согласовывать размеры ежемесячных премий по результатам финансово-хозяйственной деятельности со своей вышестоящей организацией директор нужным не считал.

  В то же время и КУП «Брестское областное УКС» формально относилось к согласованию повышения заработной платы и тарифной ставки первого разряда работникам своего дочернего предприятия. Так, КУП «Брестское областное УКС» согласовало с 1 июля 2014 года повышение тарифной ставки на основании письма, в котором отражено без каких-либо доводов «просим согласовать повышение тарифной ставки первого разряда на 20% с 900 000 руб. до 1 080 000 руб.». В целом с апреля 2014 г. по апрель 2015 г. в УП «УКС города Пинска» произведено повышение тарифной ставки первого разряда трижды — с 900 тыс. руб. до 1550 тыс. руб., или на 73%.

  А при требованиях о предоставлении финансово-экономических показателей пинская организация для повышения тарифной ставки первого разряда в апреле 2015 года в Брестское управление предоставила недостоверные данные о действительном размере фонда заработной платы (занижен на 32 %).

  Кроме того, работники стимулировались предоставлением беспроцентных займов и в нарушение требований законодательства. В декабре 2014 г. 11 работникам УКС, в том числе и директору, на потребительские нужды был предоставлен беспроцентный займ на общую сумму 68 тыс. руб., при этом за счет средств предприятия оплачены услуги банку (1,35 тыс. руб.) и подоходный налог (8,15 тыс. руб.).

  Несмотря на высокий уровень заработной платы в УКСе, превышающий почти в три раза среднюю заработную плату в строительной отрасли республики, работники к исполнению должностных обязанностей относились далеко не должным образом. В ходе каждой проверки объектов строительства устанавливались факты завышения стоимости строительно-монтажных работ. Так, за 2014-2016 годы установлены завышения на сумму 515,5 тыс. рублей. Фактически самоустранилась от исполнения своих должностных обязанностей и главный бухгалтер.

  В течение 2014-2016 годов Главная книга предприятия велась с грубыми нарушениями Закона о бухгалтерском учете и отчетности, а за отдельные периоды не велась вовсе. Расхождение активов и пассивов на 1 октября 2016 г. превысило 28 млн руб.

  Директором предприятия проигнорированы требования Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007

№ 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства».

  Так, в путевых листах легкового автомобиля «Renault Latitude», закрепленного за директором УКСа, в период со 2 февраля по 30 сентября 2015 г. отражался остаток топлива при выезде и при возвращении от 570 л до 665 л, превышающий вместимость топливного бака автомобиля (70 л) в 8,1 — 9,5 раза. А после того как в октябре 2015 года с директора за пережог топлива удержано 500 руб., он просто перестал вносить сведения о движении топлива в путевые листы.

  Аналогичные нарушения установлены при проверке путевых листов легкового автомобиля Skoda Oсtavia, закрепленного за водителем К.

  Кроме того, за счет средств предприятия организовывались праздничные застолья. На празднование в ресторанах города Нового 2015 и 2016 года было израсходовано около 9 000 руб.

  Систематически приобретались дорогостоящие канцелярские принадлежности (ручки «Parker», ежедневники с обложкой из натуральной кожи, ключница и др.) на общую сумму 1770 рублей.

  При наличии информационно-правовых баз «Консультант Бухгалтер», «ЮСИАС», «СтройДОКУМЕНТ», банков данных «Законодательство» и «Юрист» (аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо»), а также при наличии интернет-подключения Byfly, мобильного интернета (затраты на эксплуатацию которых составили 15,7 тыс. руб.) директором предприятия с закрепленного за ним служебного телефона осуществлялся выход в сеть интернет, что повлекло дополнительные расходы предприятия на оплату мобильной связи на сумму 453 руб.

  УП «УКС города Пинска» имеет собственный сайт. Однако он разработан формально, на нем отражены неактуальная информация, устаревшие нормативно-правовые акты, в том числе на момент его создания. Но за разработку сайта, как за выполнение особо важного задания, ведущий специалист был премирован в размере двух окладов.

  А вот денежных средств на приведение в работоспособное состояние кран-балки директором не нашлось, и в связи с этим лифтовое оборудование хранилось под открытым небом при наличии значительных свободных площадей на складе предприятия.

  Все вышеизложенное стало возможным по причине полного самоустранения от осуществления контроля со стороны КУП «Брестское областное УКС», а также необеспечения проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с уставом УП «УКС города Пинска» независимыми аудиторскими организациями.


По результатам рассмотрения материалов проверки УП «УКС города Пинска» в отношении бывшего директора предприятия Пинской межрайонной прокуратурой возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (хищение в особо крупном размере путем злоупотребления служебными полномочиями).

 Комитет госконтроля Брестской области

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *