Сто десять лет они отсчитывают время, но, увы, давно уже не воспроизводят музыку и потеряли голоса. Одной из визитных карточек Пинска является коллегиум. Он, седой старожил над Пиной, словно джентльмен, располагает своим хронометром, этаким малым биг-беном.
Давно уже такие часы не только указывают время, но и намекают окружающим о статусе строения и города. Согласитесь, невозможно представить барочный фасад без циферблата под изящным декором, а Пинск – без часов на коллегиуме, обращенных к главной площади и городу. Но так было не всегда. Если посмотрите на старые фотографии, вы убедитесь, что 60-70 лет назад ничего подобного там не было, а вместо привычного циферблата зияло чердачное окно, в котором на время праздников устанавливали наглядную агитацию.
Откуда же взялись часы? Наверное, многие пинчане, да и гости столицы Полесья, озадачивались этим вопросом. К сожалению, историю часов города, ставших теперь главными, никто не вел.
Их настойчиво называют курантами, хотя уже никто не помнит, когда звучали те мелодии. Однако вполне определенно можно сказать, что вековой юбилей они протикали, по крайней мере единожды сменив место расположения. Кое-что удалось прояснить из собранных воспоминаний старожилов.
Как-то обратил внимание на пожилого человека, который время от времени появлялся на площади и подолгу смотрел на часы: то ли ждал чего-то, то ли таким образом медитировал. Подошел к нему, разговорились, познакомились. Оказалось, это старый часовщик Михаил Васильевич Бухтик (на снимке). Он-то и был на протяжении более тридцати лет настоящим хранителем городского времени, даже в самый сложный период досматривал эти часы.
Выяснилось, что их механизм находился под крышей здания детской музыкальной школы.
Отсюда их перенесли в коллегиум. В 60-е годы здесь размещались многие советские учреждения. На формирующейся после расширения площади стали проходить парады и демонстрации. Часы, словно кремлевские куранты, придавали бы особый шарм таким мероприятиям и центру социалистического города.
Работу было поручено выполнить комбинату бытового обслуживания. За дело взялся опытнейший на то время часовой мастер Михаил Александрович Савицкий вместе с учеником Михаилом Бухтиком. На все ушло два весенних месяца. Часы в музыкальной школе не всегда действовали исправно, а тут их нужно было приспособить к большим стрелкам, изменить систему подвеса гири. Двухметровый циферблат изготовили в горстройремконторе. Все завершилось тем, что 1 мая 1962 года вновь качнулся пудовый маятник – и часы пошли. Завод с помощью рукоятки 110-килограммовой гири обеспечивал неделю хода. Куранты отбивали на трех колоколах час, половину и четверть часа. Почему же сейчас не слышно этого звона?
Начавшаяся в 80-е годы реставрация коллегиума едва не привела к утрате часов. Механизм оказался поврежденным, отдельные детали похищены, растащили колокола, разблокировали гирю. Михаил Васильевич пытался как-то наладить ход. Но уже в одиночку не восстановить. Куранты обреченно замерли. Казалось бы, еще пару лет такой «реставрации» и от них ничего не останется.
Вторую жизнь в пинские куранты вдохнул тогдашний директор комбината строительной индустрии Б.В.Костин. Он слыл большим энтузиастом шахмат, стал инициатором открытия городского шахматного клуба. Оказывается, Борис Васильевич сделал для Пинска еще одно важное дело — сохранил часы.
Он пришел в мастерскую к М.Бухтику и решительно заявил: «Ремонтируем куранты!» Местные мастера изготовили утраченные детали. Что нельзя было восстановить, так это колокольный звон. Появилась идея сделать музыкальное сопровождение электронным. Специалист по контрольно-измерительным приборам и автоматике КСИ Геннадий Сенин приспособил к часам синтезатор на 16 мелодий. И вот 1 сентября 1985 года часы не только пошли, но и «запели». Звучала популярная тогда песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». Подходящей для курантов мелодию не назовешь, да и электроника скоро вышла из строя, но хоть таким образом часы на коллегиуме продолжили отсчитывать городское время. Как это делают до сих пор, но, к сожалению, не в качестве курантов.
Вопросом: «Сколько лет нашим курантам?» – озадачился бывший директор пинского музея, военный журналист В.Курсов, работая над составлением книги-хроники «Пинск». Дело в том, что никаких документов на этот счет не сохранилось. Оригинальный циферблат давно утерян. Вениамин Николаевич сделал предположение, что они были приобретены для установки на здании городской думы, известном теперь как торговый центр «Заранак». Выполнить задуманное помешала Первая мировая война. Затем часы появились на постройке бывшего банковского учреждения, где теперь расположена детская школа искусств, на улице Заслонова. Действительно, на фронтоне этого здания сохранилось окошечко, через которое выводился на внешний циферблат механизм вращения стрелок. Сейчас оно закрыто витражом. Для хода гири был предусмотрен вертикальный канал в стене. Ничего подобного в здании думы не было. Точно известен год открытия Общества взаимного кредита полесских землевладельцев — 1912. Однако на ранней его фотографии часов на фасаде не видно. Но есть более поздние снимки, подтверждающие их наличие.
С такими предположениями я обратился непосредственно к мастеру. К этому времени Михаил Васильевич Бухтик был уже на заслуженном отдыхе, плохо видел. Но показал руками, где разыскать в механизме часов деталь, имеющую маркировку, возможно являющуюся датой изготовления. Там указано — 1913. Просто серийный номер или действительно год? И если часы на банковском здании не установили в 1912 году, то это сделали в следующем, 1913-м, на что косвенно указывает цифра на детали часового механизма. Во всяком случае, это произошло не позже начала Первой мировой войны. Так что можно с полным основанием говорить, что главные городские часы уже более ста лет несут свою службу. Раньше они находились в ведении коммунального хозяйства, сейчас переданы Музею Белорусского Полесья. К празднованию 916-летия Пинска при поддержке исполкома был заменен циферблат и отремонтировано помещение, где находятся часы.
Михаил Бухтик говорил, что механизм хоть и простой, но очень надежный, собран на совесть: своевременно смазывай, корректируй время – и прослужат часы еще не один век. Кстати, заводят их дважды в неделю: с помощью специальной рукоятки поднимается подвешенная на системе тросов гиря.
За десятилетие, прошедшее со времени последнего ремонта циферблата, он изрядно поблек. Непогода стерла все яркие декоративные детали, среди которых изображение пинского герба. Все это нуждается в обновлении. И почему бы не вернуть в качестве электронной версии исполнение по особым случаям гимна города Пинска? С такого момента можно было бы открывать значимые торжества. Пусть хоть таким способом куранты оправдывают свое название.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото из архива автора.