10.9 C
Пинск
Суббота, 4 мая, 2024
Пiнскi Веснiк
Год исторической памяти

ХАТЫНЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬ

Каждый год 22 марта наша республика отмечает скорбную дату – День памяти сожженных деревень. И самая известная из них – Хатынь.

Наверняка про эту страшную трагедию, произошедшую 22 марта 1943 года в небольшой деревушке, притаившейся в глухих лесах Логойщины, знают все. 149 человек, из них 75 детей, приняли жестокую, мученическую смерть от рук нацистских извергов, так и не поняв главного: за что? А ни за что. Просто так. Как месть. Потому что карателям гораздо безопасней воевать с женщинами и детьми, чем с вооруженным и обозленным врагом.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Накануне того злополучного дня в деревню на побывку прибыли партизаны из легендарной бригады «Дяди Васи» (майора Красной Армии Василия Воронянского). При обследовании местности вокруг селения ими был перебит кабель немецкой военной связи. Зная, что немцы непременно пришлют команду для поиска и исправления повреждения, партизаны недалеко от места поломки устроили засаду. В результате перестрелки капитан СС Вельке был убит. Командование принял на себя командир одного из взводов, бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко, который вызвал подкрепление. Видя перед собой превосходящие силы противника, партизаны вышли из боя.

Тем временем на подмогу нацистам прибыло подкрепление из остальных рот этого батальона и особого батальона СС «Дирлевангер» (по имени командира Оскара Дирлевангера).

ХАТЫНЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬОскар Дирлевангер

Как и 118-й батальон, эта команда полностью состояла из уголовников, осужденных по самым тяжелым статьям, советских дезертиров и прочего сброда. Не найдя партизан, каратели решили выместить злобу на подвернувшихся под руку местных лесорубах, заготавливавших дрова. Устроили им допрос с пристрастием и тут же расстреляли. 24 человека… Следуя за партизанами, днём 22 марта фашисты вошли в деревню Хатынь.

ХАТЫНЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬБоевики 118-го батальона СС

ТРАГЕДИЯ

Не особо церемонясь, каратели согнали всех жителей деревни в большой сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда собрали всех людей, заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Выжили немногие. Из взрослых чудом выжил 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Будучи обгоревшим и раненым, он пришел в сознание поздно ночью, когда нацистские изверги окончательно ушли. Среди трупов односельчан Каминский нашел своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался уже на руках у отца.

Даже для зверей в человеческом обличье это преступление против мирного населения было за гранью. Пытаясь хоть как-то сгладить неминуемый гнев начальства за гибель гитлеровского любимца, командир 118-го батальона майор Эрих Кернер при помощи своего начальника штаба Григория Васюры послал фантастический отчет наверх: «118–й батальон срочно попросил 22.3 поддержку около населенного пункта Губа. Немецкая моторизованная рота совместно со 118–м батальоном преследовала возвратившегося в Хатынь противника. Населенный пункт после огневого боя был взят и уничтожен. 30 вооруженных бандитов (в полном обмундировании, в том числе 1 женщина) убиты. Трофейное имущество и оружие оставлены 118–му батальону… Как видно, про убийство полутора сотен мирных жителей ни слова. Также совершенно непонятно, откуда взялись в Хатыни убитые «30 вооружённых бандитов». Очевидно, что и немцы были мастера составлять победные реляции там, где победы не было.

В той трагедии сумели выжить несколько детей, одним из которых был 12-летний Антон Барановский. Он был ранен в ногу, и каратели приняли его за мёртвого. Обгоревших и израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. Барановский запомнил большинство палачей по имени и фамилии. И после войны, постоянно рассказывая молодежи о трагедии Хатыни, никогда не скрывал правды, которая заключалась в том, что основными палачами были именно украинские нацисты. Только в те времена такая правда была никому не нужна. В рамках политики интернационализма, проводившейся в Советском Союзе, правду о Хатыни говорить было не принято. Высокое партийное начальство, боясь  конфликтов между тремя восточнославянскими народами, предпочитало всю вину свалить на   немецких фашистов, сознательно замалчивая проблему украинского нацизма. Происхождение боевиков 118-го полицейского батальона засекретили – официально Хатынь сожгли немцы.

Сам Антон Барановский погиб в 1969 году в Оренбурге при загадочных обстоятельствах. Официально – отравился продуктами горения ночью при пожаре в бараке. А случайным ли было возгорание? И не месть ли это уцелевших оуновских боевиков?

ВОЗМЕЗДИЕ

В 1947 году делом батальона «Дирлевангер» занялась специальная следственная группа. Расследование затянулось на долгие 14 лет и выявило ряд его боевиков. В 1961 году в Минске перед судом предстали 13 военных преступников. Все они были приговорены к смертной казни. Но то были лишь простые исполнители из рядового состава. Задача найти руководителей была еще не решена.

А они умело мимикрировали, скрыв свое участие в 118-м батальоне, и вели тихую жизнь простого советского человека. Так, Василий Мелешко случайно попал в поле зрения органов госбезопасности и сумел отделаться лишь 25-летним заключением в 1949 году «за участие в коллаборационных формированиях». Отсидев 6 лет, вышел по хрущевской амнистии в 1955 году. Затем поселился в Ростовской области, где стал главным агрономом колхоза имени Горького. Колхоз процветал, и фотография главного агронома попала на станицы областной газеты. Тут его и опознали. При допросе Мелешко всплыла и фамилия Григория Васюры. Закрытый судебный процесс над Мелешко прошел в Минске в 1975 году. Смертный приговор стал заслуженной карой украинскому нацисту.

Теперь силы чекистов были брошены на поиски Григория Васюры.

ХАТЫНЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. ЭТО НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬГригорий Васюра

Сам каратель также был осужден в 1949 году на 25 лет и вышел через 6 лет после амнистии. Его тяжелые статьи в поле зрения спецслужб тогда не попали. Поселился в Киевской области, где стал директором совхоза. Вступил в КПСС, в 1984 году был награжден медалью «Ветеран труда». И все бы ничего, только наглость и самоуверенность сгубили палача. В 1985 году в канун 40-летия Победы он потребовал себе орден Отечественной войны. Как раз тогда пошло массовое награждение фронтовиков по случаю юбилейной даты. Стали копать… Бывший начальник штаба 118-го батальона СС был арестован осенью 1986 года и доставлен в Минск. Первоначально Васюра скрывал свое участие в военных преступлениях, но под давлением неопровержимых фактов начал сознаваться, попутно охарактеризовав своих подчиненных: «…это была шайка бандитов, для которых главное – грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку – кадровый советский офицер и форменный садист, буквально шалел от запаха крови. Повар Мышак рвался на все операции, чтобы позверствовать и пограбить, ничем не брезговали командир отделения Лакуста и писарь Филиппов, переводчик Лукович истязал людей на допросах, насиловал женщин. Все они были мерзавцы из мерзавцев».

Поимка одного из главных фигурантов преступления вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Это усилилось еще и тем, что теперь официально на суде было признано: Хатынь сожгли украинские нацисты. Но дело снова было засекречено. Как только стало известно, что в Хатыни зверствовали украинские полицаи, журналистов удалили. Первый секретарь ЦК компартии Украины Владимир Щербицкий обратился в Политбюро ЦК КПСС с просьбой не разглашать информацию об участии украинских полицаев в зверском убийстве мирных жителей белорусской деревни. К просьбе тогда отнеслись с «пониманием». Но правда по крупицам уже стала просачиваться наружу.

26 декабря 1986 года военный трибунал Белорусского военного округа приговорил Григория Васюру к смертной казни. Нацистский преступник пытался обжаловать приговор, но Военная коллегия Верховного суда СССР ввиду исключительной тяжести совершенных преступлений апелляцию отклонила. Васюра был расстрелян 2 октября 1987 года в Минске в Пищаловском замке.

Но все ли военные преступники понесли наказание? Нет. Неизвестной осталась судьба командира 118-го полицейского батальона СС майора Эриха Кернера. Еще один украинский военный преступник пулеметчик батальона Владимир Катрюк смог после войны скрыться в Канаде. Правда о его злодеяниях всплыла лишь в 1999 году. Израиль и Россия официально обратились к канадским властям с просьбой о выдаче Катрюка. Власти Канады всячески затягивали следствие по делу Катрюка и официально отказали в его выдаче в 2015 году. Что, впрочем, и не удивительно, учитывая то, как официальная Оттава симпатизирует украинским нацистам. Сам Владимир Катрюк счастливо прожил в сытой Канаде и умер в возрасте 94 лет в том же 2015 году, так и не понеся абсолютно никакого наказания за свои зверства.

Хатынь стала лишь одной из сотен деревень, сожженных немецко-фашистскими карателями и их прихвостнями, из числа украинских, русских, белорусских (увы, были и такие!) и прибалтийских коллаборационистов на территории Беларуси. 5295 – именно столько было уничтожено у нас населённых пунктов, из них 628 сожжено вместе с населением. 186 деревень так и не смогли возродиться…

Никита СТРИЖ.

Оставить комментарий

Похожие новости

Клуб «Полесский солдат»: сохранение памяти о событиях прошлого

pv

В средней школе № 18 прошла городская ученическая конференция о партизанском движении на Пинщине

pv

В Пинске появилась «Цифровая звезда»

pv
ТГ канал