Профессиональная жизнь журналиста насыщенная и многообразная. Он становится свидетелем исторических событий, участником культурных и общественных мероприятий, берет интервью у людей разных сфер социума. Вот и в этот раз корреспондент «ПВ» с героем своей публикации встретилась… на кладбище, расположенном по ул. Спокойной.
Дело в том, что наш город посетил минчанин Андрей Бурденков – гид-переводчик, увлекающийся оцифровкой надгробий. Он создает бесплатную базу данных с фотографиями памятников, их координатами и информацией об умерших, доступную на веб-страничке: graves.by Сайт простой в навигации и удобный для пользователей. За несколько лет работы энтузиасту удалось собрать информацию о более 20 белорусских некрополях и идентифицировать свыше шести тысяч могил. И все ради того, чтобы людям было проще искать умерших родственников и исследовать свою генеалогию.
– В 2014 году я начал работать над проектом. Сначала пользовался бесплатным сторонним приложением для смартфона. Но оно имело определенные недостатки. Я обратился за помощью к программистам с просьбой разработать специальную программу. В результате было создано приложение GeoTag, позволяющее фотографировать объекты с GPS-привязкой и добавлять под ними описания.
На действующем сайте: graves.by можно создать страницу с профилем своего предка и отметить его пином на карте, чтобы другие люди смогли найти его или поделиться с вами данными об этом человеке, – объясняет Андрей. – Женщина из Канады, которая абсолютно не владела нашим языком, без посторонней помощи исключительно по координатам из базы данных с планшетом в руках за пять минут нашла место упокоения родственников.
Оцифровкой старого пинского кладбища Андрей Бурденков начал заниматься давно. Могилы, расположенные по левой стороне от центрального входа, уже оцифрованы и доступны на сайте. Импульсом для этого стал случай, когда в Пинск приехала женщина из Канады – белоруска в третьем поколении. Она пыталась восстановить давно прерванную связь с семьей.
– В 2008 году окончил Минский государственный лингвистический университет по специализации международный туризм. Поработав в нескольких туристических агентствах, открыл свое ИП как гид-переводчик. Часто сопровождал людей по местам их предков в надежде найти связующие нити в семейном роду. Иногда они обнаруживались, но чаще всего следы пропадали. Именно это заставило меня вложить свои усилия и сбережения в проект по индексации существующих исторических кладбищ в Беларуси и сделать их доступными онлайн и бесплатно.
– Это было очень похоже на поиск пресловутой иголки в стоге сена, особенно с учетом того, что предки умерли примерно столетие назад, – вспоминает Андрей. – Муж этой дамы пошел изучать памятники в поиске фамилии, начинающейся на русскую букву «С», а я подошел, чтобы подтвердить, что надгробие действительно принадлежит семье Сыроватко – той, которую мы искали.
Благодаря информации, размещенной на сайте, еще одна женщина, живущая за рубежом, нашла своих упокоенных на пинском кладбище родственников под фамилиями Сахаревич и Калиневич.
– Пример истории семьи Сахаревич демонстрирует, насколько обширна генеалогия потомков уехавших из Беларуси людей. Ныне живущий в Канаде Николас Сахаревич скоро отпразднует столетний юбилей. Его отец Петр Сахаревич вместе с сыновьями и супругой Платонидой в 1939 году были сосланы в Сибирь. Брат Михаил погиб в Италии во время Второй мировой, а Николай после войны осел в Канаде. Возможно, остались в Беларуси дальние родственники Сахаревичей и Калиневичей, – акцентирует внимание Андрей. – Семье было бы интересно их найти и обменяться материалами по истории рода.
Гулять по старинному некрополю и фотографировать надгробия иногда сразу не удается. Порой надо было брать в руки электрокосу, секатор, электроножницы и бороться с кустарником, высокой травой, бурьяном и мхом, а уже после расчехлять фотоаппарат. Парень признается: начиная работу, к примеру, на старинном кладбище в Гродно, рассчитывал на то, что гродненцы откликнутся на его инициативу и помогут. Но, к большому сожалению, желающих было немного, поэтому в основном приходилось работать самому.
– Когда мне задают вопрос, зачем я этим занимаюсь, жертвуя своим свободным временем и средствами, не могу объяснить, – признается Андрей. – Для среднестатистического мужчины мое хобби, мягко говоря, нетипичное. Однако каждому свое: кто-то увлекается рыбалкой, кто-то в гараже крутит гайки, а я фотографирую кладбище. Это более философское занятие. Оно определенным образом связано с моей профессией. К тому же, я уверен, что дело приносит пользу людям. В памятниках и крестах отражены похоронные традиции прошлого, многие из них имеют историческую и художественную ценность.
Надгробия по своей природе не содержат слишком много информации, но являются последними подлинными свидетелями эпохальных фактов, происходивших в истории Беларуси. Изучая такие места и поддерживая их эстетический вид, мы сохраняем память о конкретных людях и событиях, за которыми они стояли, и тем самым лучше понимаем, кто мы есть. Надеюсь, мой проект побудит белорусов интересоваться собственной историей, заботиться о памяти предков, – подытоживает собеседник.
Алина КОРОЛЬ.
Фото автора.