Исторический ликбез: Зачем шведский король разрушил Пинск?
«Отсюда ничего не видно! Ничего не видно! Здесь моя смерть!» — именно так в Пинске кричал король Швеции Карл XII, находясь со своим войском на захваченной территории. Разбираемся в причинах этой исторической драмы.
5 мая 1706 года шведский король Карл XII с армией захватил Пинск в разгар Северной войны между Россией и Швецией. Земли некогда великой Речи Посполитой стали ареной сражений. Шведское командование стремилось отрезать пути отхода русской армии на территорию современной Украины, планируя дальнейшее продвижение с Пинщины на юг. Однако «страна болот» приготовила для них неприятный сюрприз.
На момент оккупации Пина, Припять и их притоки представляли собой мощные, полноводные реки, а обширные болота, затопленные весенним паводком, стали серьёзной препятствием для шведов. Каждый день Карл XII поднимался на колокольню костёла святого Станислава и с надеждой всматривался в южные дали Украины. Но, встречая лишь безбрежные водные просторы, он лишь с огорчением приговаривал: «Отсюда ничего не видно! Ничего не видно!».
Понимая, что дальнейшее пребывание в Пинске бессмысленно и временные потери становятся критическими, Карл XII в конечном итоге принял решение о покидании города. Из мести к Пинску и его окрестностям король отдал приказ о разграблении города и ближайших деревень. Грабежи и насилие продолжались три дня и три ночи. Шведы не только разоряли население, но и разрушали их дома, взорвав знаменитый Каролинский замок.
Это событие оставило глубокий след в памяти пинчуков, которые претерпели ужасный грабеж и насилие. Более того, шведские войска лишили Пинск величественного замка, который без сомнений мог бы стать историко-культурной ценностью для всей Беларуси в наши дни.
Таким образом, историческое наследие этого города было существенно повреждено, а его жители столкнулись с трагическими последствиями, которые будут преследовать их ещё долго. Пинск, хоть и подвергся разрушению, продолжает жить в памяти народной, как символ стойкости и мужества в бурные времена.
Полина Якушенко, Дмитрий Кисель.
Уникальный деревянный велосипед в Музее Белорусского Полесья