Что делать, если хочется есть? И не капусточку с горохом, а какой-нибудь аппетитный ростбиф или как минимум котлеты с картошкой на сливочном масле. Но вовсю идет Великий пост. Кто-то скажет: «Не сдерживайте себя! Зачем это нужно?» А кто-то, наоборот, считает, что сдерживать-то как раз самое время. Об этом корреспондент «ПВ» решила поговорить с клириком Свято-Варваринского собора священником Сергием Рябым.
Иерей Сергий Рябой.
– Отец Сергий, почему нынешний пост называется Великим?
– Если учитывать страстную седмицу, которая следует сразу за данным постом, то по продолжительности он самый большой из всех, которые есть в Уставе Православной Церкви. И он самый важный, поскольку помогает подготовиться к главному празднику – Пасхе.
В Евангелие сказано, что Господь Иисус Христос ничего не вкушал 40 дней. И само слово пост в переводе с греческого переводится как голодание. Конечно, мы так не можем. Но, подражая Господу, мы в силах хотя бы в чем-нибудь отказывать себе.
– Есть такое выражение «Поститься постом приятным». Что это значит?
– В богослужебной книге «Триодь постная» читаем: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». То есть пост должен быть приятным не нам, а Богу. А если мы изберем такую меру поста, которая будет приятна только нам, то в этом нет смысла. Расскажу на эту тему интересный случай. Как-то мой знакомый ездил во время Великого поста в духовную школу на мероприятие. По приезде у него спрашивают: «Как поездка?» «Я не постился, – отвечает. – В трапезной были пироги с капустой, кулебяка с грибами, пельмени с картошкой и еще много потрясающе вкусных блюд! Хотя пища была не скоромной, но постом это назвать трудно».
Приведем в пример евреев, поскольку, напомню, еврейский народ в Ветхом Завете был единственный, кто поклонялся не идолам, а Единому Богу. И поэтому был избранным. Так вот, одно время Господь не принимал их пост, поскольку он был только внешний. «Развяжите ярмо угнетенным, дайте им свободу, напитайте голодные души хлебом, и тогда это будет Мне приятно», – провозвещал Исаия волю Божию.
В «Триоди постной» сказано, что главное во время поста – это отказаться от зла, которое гнездится в нашем сердце, стараться делать добрые дела, чтобы постились наши глаза и уши. Ведь можно не есть скоромное, но пожирать глазами все, что предлагает интернет или телевизор. И это будет развращать душу.
– Очень актуальная тема. Особенно для современных детей. Мы, поколение людей средних лет, все же имеем своеобразный иммунитет, поскольку наше детство прошло без всепоглощающей Всемирной паутины. А как объяснить нынешним подросткам, что надо знать меру, что хотя бы время от времени нужно выключать телефон, что если ты устал, то, играя в стрелялки, ты не отдохнешь, а, наоборот, «загрузишься»?
– Да, объяснить им сложно. Специалисты утверждают, что у ребенка в мозге формируется центр удовольствия от того, что он общается в соцсетях, играет в какие-то игры. Единственное средство, которое может это исправить, равноценная замена. Родителям нужно стараться понять, что еще может заинтересовать их чадо, предложить альтернативу. Например, у меня есть знакомый священник, который организовывает детский православный лагерь в деревне. И там есть правило: не пользоваться телефоном. Дети в целом нормально это воспринимают, поскольку находятся в своей подростковой среде и постоянно чем-то заняты: кухней, различными играми. Сложнее с родителями. Ведь они хотят звонить своим сыночкам и дочкам. Есть даже тенденция: люди едут в деревню, на дачу отдохнуть на недельку-другую всей семьей, а гаджеты оставляют дома. И, оказывается, это не так легко. По словам очевидцев, начинается настоящая ломка, как у наркомана. Человек не знает, чем себя занять. Но постепенно приходит в себя, читает книги, ведет дневник, занимается рукоделием.
Для подростка, действительно, самый лучший пост – отказаться от игр, от интернета.
– Отец Сергий, и все же что делать, если нестерпимо хочется есть?
– Диетологи советуют употреблять белок растительного происхождения (например, бобовые), ферментированные продукты (квашеную капусту, яблоки), которые организм воспринимает как белковую пищу. Или добавлять в кашу побольше подсолнечного масла. Есть определенную порцию и больше не позволять себе накладывать. Здесь как раз-таки нужно проявить характер. Волю нужно тренировать!
Но это внешняя сторона дела. Внутренне нужно учиться переключать мысли от еды, усилить молитву. Если на работе выпадает свободная минутка, не болтайте или не бежите курить, а почитайте Евангелие. Станет легче.
– Последнее время все чаще мы слышим, что гастрономический пост – не главное. Главное – духовный. Есть достаточно известное высказывание: «Лучше есть мясо, чем людей». В переносном смысле, конечно. Так ли это?
– И так, и не так. Если бы телесный пост не был бы важен, Господь бы, наверное, не показывал пример, когда, прежде чем выйти на общественную проповедь, он в течение 40 дней ничего не вкушал. Кроме того, неядение мясо-молочных продуктов, то есть очень калорийной, жирной пищи, дает нам возможность немножко ослабить наше тело, точнее, похоть телесную. А тогда легче сосредоточиться на своем внутреннем мире, заглянуть в свое сердце и увидеть, что мы представляем из себя. И тогда заметим, насколько мы немощны. А когда ты наелся, то попросту хочется спать. Не зря говорят, что «сытое брюхо до молитвы глухо».
Но тут еще такой момент: диета сама по себе не даст духовного очищения, взлета. Вегетарианцы не вкушают мяса, при этом они могут быть совершенно недуховными людьми. Если нет покаяния, молитвы, то, да, телесный пост не самый главный. Однако он – это первая ступенька, которая помогает осознать свои немощи, увидеть себя настоящего.
– Когда человек голоден, он иной раз раздражается даже по пустякам. Как найти баланс, чтобы и поститься, и не раздражаться?
– Нужно понимать свою меру. Пост послабляется для больных людей, беременных, детей, для студентов, у которых большая умственная нагрузка. Поэтому надо стараться придерживаться правил, но не брать на себя больше, чем можете понести. У меня есть знакомый. Он говорит, что его дети едят молочные продукты в Великий пост. Но не сладкие сырочки, а обычный творог, не йогурт с вкусненькими добавочками, а кефир. То есть это не так вкусно, но полезно для организма.
Воздержание в пище дает возможность понять, что в жизни могут возникнуть разные обстоятельства. А как люди жили во время и после войны? Регулярно недоедали. И при этом помогали друг другу, старались другого приютить, поддержать и свое даже отдать. Словом, оставались людьми. Поэтому воздержание в пище полезно, оно закаляет и духовно, и телесно.
– Как насчет супружеской близости в пост?
– По слову апостола Павла, она должна быть по взаимному согласию. В послании к коринфянам он говорит, что люди должны поститься в той мере, в которой могут. Если кто-то из супругов не выдерживает весь пост, то другой должен уступать. Это для того, чтобы не получилось супружеской измены или каких-то извращений. Вот, например, муж работает дальнобойщиком. Он и так несколько месяцев воздерживался. А приехал домой в пост, и что? В таком случае женщина должна уступить. Это нисхождение к немощи человека.
– Если близкие родственники не постятся? Открываешь холодильник, а там молоко. Холодненькое!
– Для начинающих поститься вначале все сложно. Но для тех, кто ждет пост, это уже не проблема. Апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест». То есть должна быть любовь в семье на первом месте. И без нее все бессмысленно.
Пост – время покаяния, когда человек должен заглянуть в свою душу, изменить себя, стать чуть-чуть более духовным, поднять глаза к небу. Пост – весна души! И путь к Воскресению Христову!
Интервью взяла Елена ЖУК.
Фото автора, остальные предоставлены из сторонних источников.