В Беларуси почти полгода действует Указ Президента страны № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров».
К слову, мы уже освещали данный вопрос («ПВ» № 6 от 09.02.2024). О том, как работает документ, принятый 25 января текущего года, и что изменится с 1 августа, мы узнали у заместителя начальника регионального отдела автомобильного и весогабаритного контроля в г. Пинске управления контроля автомобильного транспорта филиала транспортной инспекции по Брестской области Олега Гордейчука.
– Олег Сергеевич, начать интервью хочу с конкретного случая. Жительница Пинска сняла и выложила на одном из популярных сервисов видео о том, что в городе затруднительно вызвать такси через приложение и в целом его не хватает в столице Полесья в последнее время. Экстремистские каналы подхватили негативное мнение, подчеркнув, что якобы нехорошая ситуация сложилась из-за нововведений, предусмотренных указом № 32. Так ли это?
– Нет, наоборот. Благодаря Указу будет наведен порядок в этой сфере. Что касается нехватки такси. Рынок такси в Пинске очень обширный. Наш отдел курирует Пинск, Лунинец, Столин, Дрогичин, Иваново. Так вот, в этом регионе перевозчиков, которыми являются индивидуальные предприниматели либо юридическое лицо, под сотню. И количество только растет. Среди крупных – ООО МД «Профсервис», ООО «Честный такс», ЧУП «Вертол-Люкс» и другие.
Есть перевозчики в нерегулярном сообщении, работающие через такие диспетчеры, как «Яндекс», «Калi ласка» и другие, есть ИП, действующие напрямую через конкретный номер телефона. Теперь по поводу упомянутого случая. Некоторые таксисты оформили договор с конкретным диспетчером, но пытаются завысить цену за поездку, оформляя заказ не через приложение, а по устной договоренности с пассажиром. В этот момент они выходят из приложения, и предъявить им какую-то претензию сложно. Поэтому и бывают разного рода заминки и недоразумения. Но в любом случае количество такси не уменьшается, а только растет.
– С момента принятия Указа прошло почти полгода. Что изменилось, как повлиял документ на работу перевозчиков в нерегулярном сообщении, ведь это касается их в первую очередь?
– За это время существенно снизилось количество допускаемых нарушений. Например, при контрольных мероприятиях порой мы выявляли неисправности автомобиля в каждой третьей машине, сейчас же этот фактор снизился более чем в два раза. И то ли еще будет. Ведь, согласно Указу при совершении перевозчиками двух и более нарушений они сами или водители будут исключаться из реестра. Поэтому владельцы такси уже сегодня стараются выполнять предъявленные требования.
– Давайте напомним читателям, что такое Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Какой вид транспорта относится к данной категории?
– Автобусы и маршрутные такси, осуществляющие регулярные рейсы, сюда не относятся. Нерегулярные автомобильные перевозки совершают именно такси. Так вот, вышеупомянутым Указом предусмотрено создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Оператором и владельцем его определяется Транспортная инспекция. Включение в него сведений о перевозчиках, транспортных средствах, водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении начнется уже скоро – с 1 августа – и продолжится три месяца. Эта процедура по 31 октября включительно будет осуществляться без взимания государственной пошлины.
– Действительно ли после подачи информации в реестр работа перевозчиков будет прозрачна?
– В реестр помимо всего будут подаваться сведения о полученных заказах, сколько их было осуществлено за смену, каким водителем и так далее. Плюс Указом предусмотрена обязательная установка аудио- и видеофиксации в автомобилях такси. Сведения будут храниться определенное время. То есть в случае конфликта можно будет проверить и убедиться, как говорится, кто прав, кто виноват. Уверен, что эта мера впоследствии будет дисциплинировать как водителей, так и пассажиров, а также поможет избегать лишних разговоров, разбирательств, в том числе в социальных сетях. Устанавливать аудио- и видеофиксацию перевозчики должны начинать с 1 августа. Ведь за один день все не закупишь и не сделаешь. Поэтому законом и предусмотрены три месяца.
– Нелегалов стало меньше в Пинске?
– Мы постоянно осуществляем контрольные мероприятия. Отмечу, что за последние два месяца нелегальных перевозчиков нерегулярных автомобильных перевозок не выявлено.
– Благодарю за интервью.
Елена ЖУК.
Фото из открытых источников.