5 апреля писателю, журналисту, краеведу, неутомимому подвижнику и просто светлой личности Николаю Васильевичу Еленевскому исполнилось бы 75 лет. А десять лет назад, 5 января, он отошел в высший мир, который заслужил. Вот так почти сошлись в один два юбилея – светлый и печальный.
Мы едва познакомились в 2005-м, как тотчас стали друзьями. Его лучезарная улыбка пленила, но незадолго до очного знакомства еще более пленил слог (успел прочитать его книгу «Небесный штурмовик», повести «Старший сын», «Чужие горы», «Пушки в небе!», «Хроника пикирующего разведчика», «Южный склон», несколько очерков о простых людях глубинки) – слог выверенный, отточенный, как нож кухонный на наждаке.
С того времени наши судьбы переплелись. Работая главным редактором ивановской райгазеты, печатал его документальную повесть «Кротовская трагедия» (Кротово – деревушка на границе Ивановского и Пинского районов).
Дальше – больше. Николай Васильевич рассказал о литературном празднике в его родной деревне Лунин «Лунинская осень», который он создавал вместе с бывшим главным редактором «Лунінецкіх навін» Татьяной Войтеховской и директором Лунинской средней школы Сергеем Кураком, и предложил в рамках этого праздника организовать вручение областной литературной премии имени Владимира Колесника за лучшие книги года. У нас при активном содействии руководства облисполкома всё получилось. Как же мы радовались! Праздник благодаря церемонии вручения премий обрел известность не только в областном, но и в республиканском (и даже гораздо шире) масштабе. Это была некая эйфория – духовная и душевная. О мероприятии писали, транслировали по радио и телевидению в Беларуси и за рубежом. Такое внимание – огромная заслуга коллектива школы и ее директора Сергея Ивановича. Именно они обеспечивали зрелищность мероприятия, его творческий и интеллектуальный уровни. А также, неоспоримо, заслуга органов власти. Но исходило всё это от него, Николая Васильевича, от его любви к Родине, литературе, людям, родному Лунину.
Не случайно он посвятил одну из своих книг (роман-хроника «Время пастыря») настоятелю Лунинского Борисоглебского храма Платону Тихановичу, создавшему и издавшему в 1875 году в Виленской типографии первую часть «Белорусской грамматики в миниатюрах», языковая форма которой основывалась на лунинском говоре (диалекте). Это фундаментальное документально-художественное произведение – на уровне научного труда. Показательна и история его написания. Дело в том, что Николай Васильевич практически все отпуска проводил в родной деревне, встречался с односельчанами. И вот как-то местный кузнец и его лучший друг Василий Карпец, неравнодушный к истории своего селения, поведал о существовании той самой грамматики Платона Максимовича Тихановича, хранящейся в архивах настоятеля храма военного и послевоенного времени Николая Плешко, который в период закрытия храма перетащил всё его содержимое домой, а также прятал у тех, кому более всего доверял, в том числе у этого самого кузнеца. Разыскали рукопись вместе. Затем Николай Васильевич много раз обращался с запросами в Виленский музей и вернул-таки великолепное наследие землякам, а затем еще и увековечил достойнейшее имя в книге.
Следующую такую же фундаментальную художественную книгу «Наперсный крест», основанную на реальных исторических фактах и документах, он посвятил святому Сергию Лаврскому. К сожалению, увидеть ее он уже не смог.
Казалось бы, откуда у военного журналиста, выпускника факультета журналистики Львовского высшего военно-политического училища, которое окончил с золотой медалью, такая набожность? Он сам ответил на этот вопрос: «От души, от сердца, от корней». И эта набожность была не показной, а внутренней. Высшие церковные награды он тоже никогда не выпячивал, считал их оберегами, чем-то сугубо интимным, тем, что никак нельзя выставлять напоказ. Точно так же он относился и к так называемым светским наградам.
Он был одновременно счастливцем и страдальцем. Нет, не случайно Николай Васильевич предпоследнюю свою почти прижизненную книгу назвал «Мытари и фарисеи» – о развале Советского Союза и Советской Армии (до выхода ее в свет не дожил год с небольшим). Он с семьей оказался жертвой этого развала. И рассказал всё, что видел изнутри, поэтому в произведении много автобиографичного. Из последнего места службы – Ташкента, куда был переведен из Германии после расформирования так называемой ГСВГ (группы советских войск в Германии) – пришлось выбираться под пулями, держа на изготовке одной рукой автомат, а другой – руль автомобиля, чтобы уберечь детей. Благо уцелели, и он успел сделать немало для литературы, общества как подвижник, для семьи, потому что семьянин был, что называется, многим в пример, поэтому и дети выросли замечательными людьми. А тогда, после выхода в отставку в звании подполковника, пожил некоторое время в военном городке под Барановичами и в 1999-м окончательно поселился в Пинске, где ему с семьей выделили квартиру в новой многоэтажке.
С этого времени ощутил настоящий комфорт, причем не столько бытовой, хотя и это важно, семья всё же, сколько внутренний, психологический, сердцебиение умерилось. Правда, ненадолго. Вскоре приступил к созданию более крупных произведений, чем те, которые создавал, работая в армейских газетах, о выдающихся, но почти неизвестных личностях и глобальных событиях. Сразу же устроился на работу в городскую газету «Пінскі веснік», спустя два года перешел в районку «Полесская правда», с 2004-го по 2010-й был ее редактором. Таким образом, приходилось тянуть и литературную, и журналистскую, и управленческую лямки. Но ему не привыкать. Напряженный труд давно стал не просто привычкой, а жизненной потребностью. Да и рядом любимые дети Машенька и Андрей, в которых души не чаял, верная подруга и соратница, ласковая, заботливая жена Надюша. Надежда его юности: выросли в одной деревне, вместе ходили в школу. С тех пор как влюбился в симпатичную задорную хохотунью-егозу, так и пронес эту любовь до последнего удара сердца. Она, конечно же, отвечала взаимностью, и сегодня, как и всю жизнь, он для нее – идеал настоящего мужчины, не любить которого невозможно.
Сейчас Надежда Николаевна работает над подготовкой к изданию почти завершенной мужем рукописи книги о воинах-афганцах Брестской области. Кропотливо собирал он материал о каждом и писал-писал-писал до последних дней жизни, стараясь успеть, потому что чувствовал – не сегодня-завтра будет поздно. Теперь осталось найти мецената, который помог бы в финансировании, так как семейных денег, сколько бы ни копила, не хватает.
И, наконец, о последней по счету книге Николая Еленевского «Сердцебиение», которую он, к сожалению, тоже не увидел. Особенно дорога она автору этих строк в том числе и тем, что принимал самое непосредственное участие в редактировании рукописи, а значит, глубоко вникал в текст (приятно было чувствовать великолепный слог профессионала) и предложил название, которое он тотчас одобрил. Это еще одна из многих соединяющих нас нитей.
Завершая свои воспоминания о замечательном друге и коллеге, а теперь уже и земляке, перечислю лишь некоторые из его наград, так как их очень много.
В 2007 году за документальный рассказ «Хлебный крест» и серию очерков удостоен премии Белорусского союза журналистов. Лауреат конкурса 2007 года на лучшее сочинение о современнике, объявленного Брестским облисполкомом среди журналистов и СМИ области. Роман-хроника «Время пастыря» признан лучшим произведением о православии 2007 года, а его автор награжден дипломом I степени Министерства информации и Белорусской Православной Церкви. Произведение вышло отдельной книгой в 2011 году в серии «Библиотека Союза писателей Беларуси». Награжден медалями «За безупречную службу» I, II и III степеней, знаком «Отличник печати Беларуси». Лауреат областной литературной премии имени В. Колесника в номинации «Проза» (2011). Победитель областного литературного конкурса «Духовное величие» (2018) в номинации «Проза» (роман «Мытари и фарисеи»).
Николай Еленевский — первый победитель областного литературного конкурса «Духоўная веліч». Награду получает его супруга Надежда. Иваново, 2018 г.
Анатолий КРЕЙДИЧ,
заслуженный журналист Белорусского союза журналистов,
житель д. Сосновка Лунинецкого района.
Фото из архива газеты.