13 ноября отмечается Международный день слепых, призванный привлечь внимание общественности к проблемам слабовидящих и незрячих людей, повысить осведомленность о важности доступной среды и интеграции инвалидов по зрению в общество.
Дата выбрана неслучайно: именно 13 ноября родился французский педагог Валентин Гаюи, основавший первую школу для слепых детей в мире в конце XVIII века.
Сегодня этот день служит поводом задуматься о том, насколько наша среда доступна для всех категорий населения, включая тех, чьи возможности ограничены. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 285 млн человек в мире страдают серьезными зрительными нарушениями, из них почти 40 млн полностью лишены зрения.
В Беларуси проводятся различные мероприятия и кампании, приуроченные к этой дате, а также в период с 15 октября по 15 ноября проходит месячник Белой трости.
С целью создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей с инвалидностью по зрению в нашей республике проводятся работы по созданию для них доступной среды: устанавливаются речевые информаторы, информационные таблички и кнопки лифта с шрифтом Брайля, мнемосхемы, наносится контрастная маркировка дверных полотен и дверных ручек, укладывается тактильная направляющая и предупреждающая плитка, устанавливаются светофоры с синхронными звуковыми сигналами. Эти меры помогают людям с проблемами зрения лучше ориентироваться в пространстве и делают среду более удобной и безопасной.
– В Пинском районе в двух учреждениях образования – Пинковичской средней школе и центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – создана доступная среда для людей с нарушением зрения, – рассказала директор ЦКРОиР Пинского района Инесса Омелящик. – В этот день в учреждениях образования проходят мероприятия, приуроченные Международному дню слепых: устный журнал «Белая трость», посвященный Международному дню незрячих людей, час общения «Всем советуем дружить», «Мы вместе» и другие.
Современные достижения науки и техники позволяют значительно облегчить повседневную жизнь людей с ограниченной способностью видеть. Одним из примеров является использование мобильных устройств и специализированных приложений. Появились специализированные очки, оснащенные камерами и системой голосовых подсказок, способные распознавать лица знакомых людей, читать тексты и даже определять цвета предметов. Такие разработки способствуют повышению самостоятельности и уверенности людей с ослабленным зрением. Интерактивные карты городов, озвучивающие маршруты движения, становятся важным инструментом навигации для незрячих пользователей общественного транспорта. Подобные нововведения улучшают качество жизни и повышают уровень интеграции людей с ограниченными возможностями зрения в общество.
– Одним из главных шагов каждого гражданина должно стать осознание необходимости инклюзивного подхода ко всем аспектам повседневной жизни. Важно помнить о простых правилах поведения рядом с людьми с особенностями психофизического развития, – подчеркнула Инесса Владимировна.
Подготовила Инна Урбанович
🚫 Полная перепечатка текста и фотографий запрещена.
⚠️ Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

