Создать дополнительные условия занятости, исключить иждивенческие настроения. Пожалуй, так можно определить главные цели принятия в октябре текущего года Закона Республики Беларусь № 36-З, которым внесены изменения в десять законов и предусматривается изложение «Закона о занятости населения» в новой редакции. Основные его положения вступают в силу с 1 января 2025 года.
Какие изменения коснутся граждан? О каких новшествах важно знать нанимателям? На эти и другие вопросы корреспондента «ПВ» сегодня отвечает начальник отдела содействия в трудоустройстве управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома Юлия КУРИЛОВИЧ.
Нюансы, о которых важно знать желающим трудоустроиться
– Расширяется возможность для регистрации граждан в качестве безработных не только по месту жительства (прописки), но и по месту пребывания. Предусмотрена также возможность электронной регистрации в службе занятости. Состоящие на учете по безработице или обратившиеся в службу занятости по вопросам трудоустройства смогут получать различные уведомления не письменно, как сейчас, а с помощью СМС-сообщений, направления на работу – в электронном виде, – отмечает Юлия Сергеевна. – На учете по безработице можно будет состоять 12 месяцев, сейчас, напомню, 18 месяцев.
– В новой редакции Закона, насколько мне известно, закрепляются условия, при которых человек не может быть зарегистрирован безработным либо в качестве обратившегося по вопросам трудоустройства.
– Действительно, речь идет, скажем, о людях, признанных по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными. Кроме того, в целях постановки в равные условия граждан, которым в соответствии с законодательством назначены пенсии по возрасту, за выслугу лет или профессиональная, устанавливается также запрет на регистрацию безработными тех, кому назначена социальная пенсия: женщин при достижении возраста 60 лет, мужчин – 65. Кроме того, определены и новые основания снятия с учета безработных и обратившихся по вопросам трудоустройства. Это, в частности, неявка без уважительных причин на переговоры к двум нанимателям по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней с даты выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу.
– Есть ли возможность повторной регистрации снятых с учета безработных?
– Новой редакцией определяется возможность повторной регистрации граждан, которые были сняты с учета по установленным законодательством основаниям, например, в случаях подачи письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите; неявки без уважительных причин более двух месяцев с даты последней явки в данный орган по его приглашению. Но только по истечении 12 месяцев с даты снятия их с учета. Вместе с тем, содействие в поиске работы таким гражданам будет оказываться при их регистрации в качестве обратившихся по вопросам трудоустройства.
– Изменения, знаю, коснутся и назначения пособия по безработице.
– Да. Оно будет назначаться при соблюдении трех условий: необходимо зарегистрироваться в службе занятости в течение месяца с даты увольнения; быть уволенным только по уважительным причинам; не менее пяти лет до регистрации безработным состоять в трудовых отношениях с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения. Независимо от стажа пособие будет назначаться молодым людям в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу, а также прекратившим уход за детьми в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, за пожилым человеком, достигшим 80-летнего возраста, или инвалидом I группы.
– Если не ошибаюсь, значительно сократится продолжительность выплаты пособия.
– Совершенно верно. Она составит 13 недель; вдвое дольше, 26 недель, его будут выплачивать безработным гражданам за пять лет до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста, а также проживающим на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. Замечу, размер пособия по безработице будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.
– Больше стало категорий безработных, которым предоставляется возможность трудоустройства в счет брони.
– В новой редакции к гражданам, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда и которым при трудоустройстве требуется дополнительная помощь со стороны государства, теперь отнесены страдающие алкоголизмом, наркоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию, а также вышедшие из ЛТП. Кроме того, в счет брони можно будет трудоустраиваться гражданам предпенсионного возраста – за пять лет до достижения пенсионного возраста (в настоящее время – за два года).
– А теперь давайте поговорим о возможности бесплатного обучения безработных.
– Для них по-прежнему сохраняется такая возможность по востребованным на рынке труда профессиям. Обучение предлагается осуществлять преимущественно в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем. К слову, данное обучение смогут пройти и граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. После обучения им будет гарантировано трудоустройство по полученной профессии.
– Трудоустройство на субсидируемые рабочие места – тема отдельного разговора.
– Такое трудоустройство теперь усовершенствовано. Так, если гражданин обучился по какой-либо профессии, но в силу отсутствия у него опыта испытывает трудности в поиске работы, в случае трудоустройства по полученной профессии в рамках мероприятий по приобретению опыта практической работы государство готово компенсировать будущему нанимателю затраты на выплату заработной платы такому работнику в размере не выше минимальной. Такая же возможность предусмотрена для граждан, которые утратили навыки по полученной профессии в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет либо в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы. Аналогично государство профинансирует затраты на выплату заработной платы гражданам с инвалидностью при условии их трудоустройства на период адаптации к трудовой деятельности, нуждаемость в которой предусмотрена в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида.
– А что касается людей, освободившихся из мест лишения свободы?
– И они не остались без внимания. Для их оптимальной социализации и стимулирования нанимателей к их трудоустройству расходы, которые несет наниматель при трудоустройстве таких лиц, также могут частично покрываться государством.
…и нанимателям
– В первую очередь изменения коснутся способа размещения нанимателями сведений о наличии свободных рабочих мест в общереспубликанском банке вакансий, который размещен на информационном портале государственной службы занятости (gsz.gov.by). С 1 января 2025 года вакансии необходимо будет подавать только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более пяти человек). На данном портале необходимо будет заполнить соответствующую электронную форму, используя электронную цифровую подпись. К слову, многие наниматели давно используют данную функцию портала, – замечает Юлия Сергеевна. – Откорректирована норма, регулирующая срок подачи сведений о вакансиях – в течение пяти рабочих дней (ранее было календарных) со дня их образования. В соответствии с п. 3 ст. 10.11 КоАП неисполнение влечет наложение штрафа в размере от пяти до 15 базовых величин. А вот информировать службу занятости о заполнении вакансии либо об исключении ее из штатного расписания наниматель теперь сможет в течении двух рабочих дней со дня заполнения (ранее был один день). Сделать это также необходимо будет посредством портала.
– В каком случае наниматель может не уведомлять службу занятости о наличии вакансии?
– Если работа по этой вакантной должности выполняется сотрудником дополнительно наряду со своей основной или сверх продолжительности рабочего времени. Кроме того, наниматель сможет заявлять в общереспубликанский банк перспективные вакансии по планируемым к созданию новым рабочим местам или освобождаемым, скажем, в связи с выходом работника на пенсию.
– О каких еще нововведениях важно знать?
– Вводится запрет на размещение сведений о наличии вакансий на коммерческих онлайн-ресурсах, если прежде они не были заявлены в общереспубликанский банк. При этом размещение объявления о вакансиях на иных информационных ресурсах будет возможно только при условии ссылки на общереспубликанский банк вакансий. Из абсолютных новшеств – квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов.
– Кем и кому будут доводиться эти квоты?
– Они будут устанавливаться в порядке и размерах, определенных правительством, для нанимателей всех форм собственности (кроме общественных объединений инвалидов, некоммерческих и бюджетных организаций). Наниматель должен выделить или создать необходимое количество рабочих мест. Они предназначены только для инвалидов и при их отсутствии должны оставаться вакантными, не заниматься другими категориями граждан. В случае необоснованного отказа инвалиду в приеме на работу в счет установленной квоты наниматель и (или) его уполномоченное должностное лицо будут привлекаться к административной ответственности.
– Насколько мне известно, в Законе уделено внимание и деятельности агентств по трудоустройству.
– Да. Теперь ежегодно они должны будут предоставлять информацию об услугах по содействию в трудоустройстве за предыдущий год. В противном случае они будут исключаться из Реестра агентств по трудоустройству.
Беседовала Наталья КИРКОВЕЦ.