Сотни людей участвовали в ежегодном Всебелорусском крестном ходе, который состоялся в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы и был приурочен к 40-летию установления празднования Собора Белорусских святых. По благословению Митрополита Минского и Заславского Вениамина верующие после литургии вышли из Свято-Успенского Жировичского монастыря и пешком с молитвой направились в Минский Свято-Духов кафедральный собор. В пути они были девять дней.
Люди двинулись в путь не по чьему-то приказу, не по просьбе, а по зову сердца. Зачем им это нужно? И что дает человеку участие в крестном ходе? Об этом мы решили поговорить с клириком Свято-Варваринского собора священником Сергием Рябым и участницей вышеназванного крестного хода прихожанкой церкви Святых благоверных князей Петра и Февронии Юлией Насеней.
– Крестный ход в зависимости от значения может быть разным по своему, – рассуждает священник. – Наверное, каждому известно, что есть богослужебные крестные ходы. Например, в пасхальную ночь и потом в воскресные дни до отдания праздника Пасхи. Это древняя традиция, которая имеет библейское происхождение. Достаточно вспомнить, как царь Давид переносил ковчег Завета в Иерусалим. В христианстве особое распространение они получили в IV веке.
Кроме богослужебного употребления, издавна крестные ходы совершались в память о каких-то событиях, скажем, посвящались явлению иконы или празднованию почитаемого святого угодника Божия. Для пинчан, думаю, известен ежегодный крестный ход в день Успения Пресвятой Богородицы из храмов Святой великомученицы Варвары и Воскресения Словущего к храму Рождества Пресвятой Богородицы, где раньше был древнейший на Полесье Лещинский Успенский мужской монастырь.
Он бывает и многодневный. Поражают своей организованностью Почаевский или Великорецкий в России крестные ходы. В 2022 году было принято решение организовать Всебелорусский крестный ход из Жировичей в Минск ко Дню празднования Минской иконы Божией Матери. С того времени количество его участников растет. Он приобрел свою традицию – ежедневное совершение Божественной Литургии с возможностью всем причаститься.
Крестный ход, особенно многодневный, – это некая проекция на наш жизненный путь. У каждого свои сложности, поиски, борьба с привычками и грехами. Путь, совершаемый с постоянной молитвой, с бытовыми трудностями, неудобствами, помогает многим духовно себя лучше увидеть, оценить свои силы и умение преодолевать трудности, полагаясь только на Бога. Ведь мы все так привыкли к комфорту. А здесь минимум удобств, но большая возможность позаботиться о ближнем, ему уступить лучшее место, поделиться едой, поддержать морально уставшего.
Когда люди объединены одним духом, совместной молитвой – это выполнение того завета, который нам оставил Спаситель: «Да будут все едины». Крестный ход, на мой взгляд, имеет и миссионерское значение. Шествие через деревни и города с крестом, иконами, песнопениями многих подвигает задуматься о своей душе и вере. Иногда происходят и чудеса: люди исцеляются от болезней. Знаю случай, когда во время крестного хода из Витебска в Смоленск познакомились молодые люди и создали прекрасную семью.
Еще одно значение крестного хода – служение Богу. Каждый крестоходец на это время оставляет свою работу, семью, привычный уклад жизни, чтобы идти и прославлять Бога молитвой, постом, трудом, преодолением себя, своего эгоизма и греховных привычек. Это наша маленькая жертва. Но, если она совершается с любовью к Богу и ближнему, человек чувствует в этом трудном процессе Божественную благодать. Ради этого многие каждый год снова и снова отправляются в крестный ход. Забываются все трудности, стоптанные в кровь ноги, сгоревшая кожа лица. Разве это важно, когда в сердце ощущаешь духовную радость? Для духовной жизни христианина крестный ход это возможность на личном опыте ощутить выполнение аскетического принципа: пролей кровь – получишь Дух.
По зову сердца
О своих впечатлениях о девятидневном крестном ходе рассказывает его участница Юлия Насеня.
– Это настоящее событие в моей жизни. Решилась я на него неожиданно для себя. Как-то знакомая сказала: «Нужно будет пойти в крестный ход. Ведь нельзя же у Господа только просить, получать. Надо что-то сделать и для Него». Слова запали мне в душу, и я решила, что когда-нибудь сделаю это. Но не думала, что так скоро!
На крестном ходе были люди даже из Волгограда, молодые семьи с маленькими детьми, пожилые люди. Женщина 80 лет рассказала свою историю. Она похоронила дочь, которой было 35 лет. Трагедию пережила только благодаря твердой вере. Она участвует в крестных ходах уже 35 лет.
Каждый день мы просыпались очень рано, еще засветло. В три часа уже отправлялись в дорогу. Шли быстрым шагом в среднем по 24 – 26 километров в сутки. Но были дни, когда преодолели 36 и 40 километров. Мы прошли 250 километров. Ноги были разодраны в кровь. И не важно, открытая обувь или закрытая, старая или новая, в итоге у всех были мозоли. Нас сопровождали сотрудники ГАИ и скорой помощи. Вечером всем перевязывали ранки. Если кому-то было совсем невмоготу, можно было немного подъехать, отдыхая в машине. Удивительно, но голодным никто не остался. На протяжении всего пути нас встречали в деревнях, храмах. Накрывали столы, кормили. Все было постное (ведь шел Успенский пост) и очень вкусное. Привалы делали по пять-десять минут. И только на обеденный перерыв давалось два часа.
Каждое утро крестоходцы шли в храм, который был на пути. Все исповедовались, причащались Тела и Крови Христовой. Затем – завтрак и снова в путь.
Это что касается расписания и физического состояния. Но главное же – духовное!
Весь путь мы молились вслух и вместе. Есть такая чудная молитва: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Но ее можно видоизменять: «…помилуй нас, грешных». Просили Матерь Божию: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» С нами шли священники. На проповеди прозвучали такие слова: 400 человек вместе молятся вначале за себя, затем друг за друга и своих близких, а потом вообще за всех. Это такая сила, поверьте! И причастие – такая поддержка! За спиной как будто вырастают крылья. Какое-то время своего тела как бы не ощущаешь. А когда напомнят о себе мозоли и силы покидают, кажется все, брошу и уеду. Но просишь Боженьку, как маму в детстве, от всей души – и помощь приходит. Например, идешь, уже изнемогаешь и вдруг понимаешь, что ноги перестали болеть, откуда-то появились силы. Или когда очень захотелось перекусить, тебе в этот момент протягивают яблочко.
Весь путь шла молитва. Некогда было разговаривать друг с другом. Да и не хотелось: душа насыщалась общением с Господом. Иной раз накатывала такая радость, что не выразить словами!
Вначале я решила, что пойду на два дня, больше не выдержу. А потом подумала: у меня шесть человек в семье, значит, пойду на шесть. А когда этот момент наступил, позвонила доченька и сказала: «Мы с папой решили сделать тебе сюрприз. Мы к тебе приедем». И на седьмой день они приехали все вместе поддержать маму. Так с Божьей помощью я дошла до конца. Ни минуты не жалею о том, что участвовала в крестном ходе.
Записала Елена ЖУК.
Фото предоставлено Юлией НАСЕНЕЙ.