В 2024/2025 учебном году Пинковичский детский сад начал работу по образовательному проекту «Зеленые школы». Он направлен на воспитание ответственного отношения к природе, повышение уровня экологической культуры, обучение рациональному использованию природных ресурсов.
Реализуют данный проект воспитатели Юлия Савицкая, Ольга Дыдышко, Светлана Сергиевич, Анна Рей по шести направлениям: биоразнообразие, энергосбережение, водосбережение, обращение с отходами, качество атмосферного воздуха, информационно-экологические мероприятия. Вместе с девочками и мальчиками они согласно разработанному плану выполняют обязательные задания, проводят занятия, экскурсии в природу, наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, викторины, которые способствуют расширению экологических знаний.
– Воспитанники старших групп не только изучили основы энергоэффективности, но и активно поучаствовали в процессе сохранения ресурсов, – рассказывает Юлия Савицкая. – Вместе с педагогами малыши нарисовали схематический план, на котором обозначили все электрооборудование. Они проанализировали использование электроэнергии, выявили наиболее энергозатратные приборы и время их работы. На основе полученных данных разработали план действий по сбережению электроэнергии в детском саду. Итогом стали нарисованные плакаты «Экономим вместе!», которые дети разместили в группах и рассказали взрослым о важности экономии и бережливости.
На занятиях по другим направлениям дошкольники также узнали немало нового. Ребятам рассказали о многообразии травянистых растений, их особенностях, учили различать формы и размеры листьев, характеристики цветков. Затем эти знания малыши применяли на практике. Зимой они заботились о пернатых обитателях, устанавливали искусственные гнездования и кормушки для птиц. С помощью интересных опытов и экспериментов определяли качество атмосферного воздуха, степень и причины его загрязнения.
На территории детского сада созданы «Дикий луг», «Метеостанция» и «Клумба для бабочек». В планах еще сделать «Отель для насекомых» – специальный домик для обитания различных полезных букашек. Это, по словам воспитателей, поможет детям узнать больше о насекомых, об их роли в природе и важности для сохранения экосистемы.
В рамках проекта воспитанники старших групп высадили саженцы смородины и вишни.
– Это одновременно добрый след, который мальчики и девочки оставят, покидая стены детского сада, и, конечно же, забота о природе, – отмечает заведующая Наталия Афанасьева.
Эксперимент «Удержи воду», совместное сочинение детьми и их родителями сказки «Путешествие капельки» стали отличным способом донести важность бережного отношения к воде.
– На протяжении всего проекта нам удалось объединить детей, их родителей и педагогов, – подчеркивает Наталия Петровна. – Родителям готовили памятки и буклеты, содержащие советы по различным вопросам экономии и бережливости, здорового питания и укрепления здоровья, переработке отходов и разнообразия флоры и фауны. Вместе с детьми мамы и папы участвовали в конкурсе поделок «Красота осенних листьев», в выставках рисунков «Сэкономим энергию», «Где живут капли воды в детском саду», «Птицы моей страны», в творческом проекте «Как экономим воду дома».
Педагоги уверены, что участие в образовательном проекте «Зеленые школы» позволило воспитанникам получить практические навыки, связанные с садоводством, уходом за растениями, переработкой отходов, охраной окружающей среды и другими нужными и полезными практиками. Тем самым заложили в детях необходимые в дальнейшей жизни нравственно-экологические качества: бережливость, ответственность, деловитость и экономность, которые послужат эффективному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Инна УРБАНОВИЧ.
Фото предоставлены Пинковичским детским садом.