2 августа Пинковичи отмечают день своего основания. Событие совпадает с почитанием памяти пророка Ильи. Может, поэтому в селении особое отношение к этому христианскому святому.
Местные жители из поколения в поколение передают легенду – она переносит нас в XIX в., годы правления императора Александра II. Однажды летним утром юный пастух выгнал стадо коров на пастбище, которое находилось в пределах современной улицы 5-й Садовой. Погода стояла ясная. Вдруг налетела буря и по небу раскатился гром неслыханной силы. Молния ударила в величественный дуб, росший рядом с лугом. Вмиг все стихло, вновь выглянуло солнышко, запели птицы. Пастушок кинулся к дереву – небесный огонь расколол его на две части. Каково же было удивление юноши, когда он увидел на месте раскола отчетливый лик пророка Ильи. Позвал односельчан посмотреть на чудо. Всей деревней решили немедля возвести здесь Ильинскую церковь. Ради справедливости следует отметить, что это лишь одна из версий появления святыни в Пинковичах.
Документ XVIII века
В 1762 году в тогдашнем Пинском повете был составлен инвентарь владений именитого графского рода Бжостовских.
Казалось бы, простой бюрократический документ. Но благодаря ему мы узнали о быте наших далеких предков. Рассмотрим Пинковичи: дается подробное описание селянских семей с их повинностями, местности, имущества и живности.
Из Средневековья в наши дни
Для полноты картины следует познакомиться с прошлым села. Тем более что Пинковичи входят в пятерку крупнейших сельских населенных пунктов Брестчины.
В 1499 году поселение фигурирует в законодательных актах как земля монашеского католического нищенствующего ордена францисканцев. Можно уверенно говорить, что деревня еще старше. Из века в век менялись владельцы: князья Курцевичи, Сапеги, шляхтич Ельский, граф Бжостовский, легендарный род Скирмунтов – и государства: Пинское княжество в составе Великого княжества Литовского, Пинский повет в польско-литовском союзе Речь Посполитая, Пинский уезд в Российской империи, вновь Пинский повет в межвоенной Польше и наконец Пинский район в независимой Беларуси.
Считается, что в Пинковичах в 1648 году состоялся последний бой отступавших из Пинска казаков Богдана Хмельницкого с войском литовского гетмана Януша Радзивилла. Историк Михаил Ткачев писал, что 25 сентября 1655 года во время войны Речи Посполитой с Московским царством в Пинковичах высадился прибывший по воде отряд царского воеводы Дмитрия Волконского. Отсюда он штурмовал город, но овладеть им так и не смог. Не одно огненное колесо войны прокатилось через село, нарушая привычную жизнь. Потоптались тут и шведы с французами, и фашисты.
В источниках записано, что в 1830 году на берегу Пины раздался колокольный звон церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Однако известно, что еще в 1806-м местные жители подарили храму большую икону «Воздвижение Святого Креста». Значит, он явно старше официально признанной даты. К сожалению, в начале 1960-х утрачена небольшая церквушка пророка Ильи.
В 1863 году первых учеников приняло народное училище. Сейчас здесь находится музей. В 1887-1888 годах оно имело три отделения: младшее, среднее и старшее. Здесь насчитывалось 30 мальчиков и одна девочка, дочь священника. Преподавал в тот учебный год Василий Бурый. На содержание школы было выделено 175 рублей из государственного бюджета и 95 рублей от местных крестьян. Для сравнения: тогда хорошая дойная корова стоила в пределах 60 рублей.
Нельзя оставить без внимания имена, прославившие Пинковичи. В 1904-1906 годах здесь учительствовал Якуб Колас. В 1926-м в деревне побывал известный белорусский художник Язэп Дроздович – он зарисовал пинковичские святыни. В 1934 году жизнь села в десятках фотографий увековечила американская путешественница Луиза Арнер Бойд. В 1990-м краевед, педагог Иван Калоша создал литературно-краеведческий музей. Его ученица, уроженка Пинковичей, ученый-филолог Любовь Тарасюк написала свыше 200 научно-методических работ по национальному образованию.
Как в пригороде европейских столиц
Вернемся к инвентарю. По состоянию на 1762 год в Пинковичах насчитывалось 117 домов, в которых проживало около 700 сельчан. Варьирование в количестве населения обусловлено тем, что в инвентарь не вписывались старики и пинковцы, работавшие за пределами деревни. Аналогичная ситуация и с крестьянами, находившимися на государевой службе. Просто указывалось, что в семье есть вольные лица. Для сравнения: в Пинске на тот период проживало от 5 до 10 тысяч горожан.
Про коня и вола
Сейчас конь воспринимается как помощник в сельском хозяйстве, а два столетия назад считали иначе. Для работы на земле использовали исключительно волов, а лошади же служили в качестве средства передвижения. Их в Пинковичах, согласно инвентарю 1762 года, было 17 голов и 131 вол.
У тогдашних пинчуков было особое отношение к этим животным с религиозной точки зрения. Вола считали «святой костью» за то, что когда Божия Матерь прятала младенца от неприятелей, то вол набрасывал сено на Христа, чтоб ему было тепло, а лошадь откидывала сухую траву и ела. Поэтому мясо вола употребляли в пищу, a конину называли поганой.
Коренные имена и фамилии
В середине XVIII века в Пинковичах популярными мужскими именами были Грыц, Захар, Максим, Иван, Сэмэн, но не особо отставали Левко, Петрук, Игнат, Олексий, Данило. Некоторые современные имена звучали следующим образом: Мыхалко, Кырылко, Хведор. В переписи также встречаются Андреи, Денисы и Васили.
Рейтинг женских имен: Матруна, Наталья, Анна, Евдотья, Татьяна, редкими были Ульяна, Оксюта, Парасия, Марыха, Юхимка.
Фамилий большое количество: Лой, Снежко, Капко, Козич, Каль, Хихлюк, Безручко, Король, Скрыбель, Матвийчук. Важно, что некоторые из них имели иное написание, нежели сейчас. Объясняется это элементарной ошибкой или изменениями в самом правописании.
Труд и «социальные гарантии»
Мужчины из Пинковичей должны были 197 дней в году отработать на землевладельца, в основном в поле. Женщины – 103 дня. Семьи, где были инвалиды или вдова вела хозяйство самостоятельно, имели льготы при сборе налога, в труде.
Налоги брались живым товаром. Гусей, кур, уток, как и яйца, считали десятками. В определенный день, несколько раз в году, крестьянин сдавал сборщику подати нужное количество.
Хаты располагались вдоль реки, рядом с ними – наделы. Затем следовала дорога, за которой уже панское поле. Интересно, что забор был «живой» – вокруг высаживались деревья: дубы, липы. Каждая семья имела свой участок, за который отвечала перед владельцем. Помимо этого, на берегу Пины, за церковью, располагался «панский садок». Для охраны и ухода за ним составлялся график, дежурство несли по очереди.
В инвентаре женщин подписывают «бялоглувками». Очевидно, по причине ношения традиционного головного убора. Когда-то «бялоглувками» называли птиц, чьи головки исключительно белые.
Славная корчма стояла
Отдельно в инвентаре выделена корчма. В Речи Посполитой, как и в Великом княжестве Литовском, распространенными типами общепита являлись шинки и корчмы – постройки, где путешественник мог подкрепиться и переночевать. Они строились на торговых площадях городов, в некоторых селах и фольварках, на торговых путях, у речных переправ и пристаней. Как раз через Пинковичи проходил тракт, по всей видимости, сейчас это дорога на Лунинец.
Пинковичская корчма, по тем меркам, относилась к большим питейным заведениям. Для странников было обустроено две комнаты отдыха, для коней – хлев, огражденный забором с массивными деревянными воротами, дабы не увели «транспорт». В самой корчме находились две печи: одна для выпечки хлеба, а вторая – для приготовления блюд. Пиво варили на месте, имелся бровар.
Вряд ли составитель инвентаря в 1762 году мог себе представить, что когда-то через столетия «сухой» документ, состоящий сплошь из цифр и условных обозначений, станет ключиком, который приоткроет нам дверь в прошлое.
Дмитрий КИСЕЛЬ,
магистрант исторического факультета
БрГУ им. А.С. Пушкина.