11.4 C
Пинск
Суббота, 12 июля, 2025
Пiнскi Веснiк
Общество

Пинковичи. Путешествие в XVIII век

2 августа Пинковичи отмечают день своего основания. Событие совпадает с почитанием памяти пророка Ильи. Может, поэтому в селении особое отношение к этому христианскому святому.

Пинковичи. Путешествие в XVIII век

Местные жители из поко­ления в поколение пере­дают легенду – она пере­носит нас в XIX в., годы правления императора Александра II. Однажды летним утром юный пастух выгнал стадо коров на пастбище, ко­торое находилось в пределах совре­менной улицы 5-й Садовой. Пого­да стояла ясная. Вдруг налетела бу­ря и по небу раскатился гром неслы­ханной силы. Молния ударила в ве­личественный дуб, росший рядом с лугом. Вмиг все стихло, вновь выгля­нуло солнышко, запели птицы. Па­стушок кинулся к дереву – небесный огонь расколол его на две части. Ка­ково же было удивление юноши, ког­да он увидел на месте раскола отчет­ливый лик пророка Ильи. Позвал од­носельчан посмотреть на чудо. Всей деревней решили немедля возвести здесь Ильинскую церковь. Ради спра­ведливости следует отметить, что это лишь одна из версий появления свя­тыни в Пинковичах.

Документ XVIII века

В 1762 году в тогдашнем Пинском повете был составлен инвентарь вла­дений именитого графского рода Бжостовских.

Казалось бы, простой бюрократи­ческий документ. Но благодаря ему мы узнали о быте наших далеких предков. Рассмотрим Пинковичи: да­ется подробное описание селянских семей с их повинностями, местности, имущества и живности.

Из Средневековья в наши дни

Для полноты картины следует по­знакомиться с прошлым села. Тем бо­лее что Пинковичи входят в пятерку крупнейших сельских населенных пунктов Брестчины.

В 1499 году поселение фигуриру­ет в законодательных актах как зем­ля монашеского католического ни­щенствующего ордена францискан­цев. Можно уверенно говорить, что деревня еще старше. Из века в век менялись владельцы: князья Кур­цевичи, Сапеги, шляхтич Ельский, граф Бжостовский, легендарный род Скирмунтов – и государства: Пин­ское княжество в составе Великого княжества Литовского, Пинский по­вет в польско-литовском союзе Речь Посполитая, Пинский уезд в Россий­ской империи, вновь Пинский по­вет в межвоенной Польше и наконец Пинский район в независимой Бела­руси.

Считается, что в Пинковичах в 1648 году состоялся последний бой отступавших из Пинска казаков Бог­дана Хмельницкого с войском ли­товского гетмана Януша Радзивилла. Историк Михаил Ткачев писал, что 25 сентября 1655 года во время войны Речи Посполитой с Московским цар­ством в Пинковичах высадился при­бывший по воде отряд царского во­еводы Дмитрия Волконского. Отсю­да он штурмовал город, но овладеть им так и не смог. Не одно огненное колесо войны прокатилось через се­ло, нарушая привычную жизнь. По­топтались тут и шведы с французами, и фашисты.

В источниках записано, что в 1830 году на берегу Пины раздался коло­кольный звон церкви Покрова Пре­святой Богородицы. Однако извест­но, что еще в 1806-м местные жите­ли подарили храму большую икону «Воздвижение Святого Креста». Зна­чит, он явно старше официально при­знанной даты. К сожалению, в начале 1960-х утрачена небольшая церквуш­ка пророка Ильи.

В 1863 году первых учеников приняло народное училище. Сей­час здесь находится музей. В 1887-1888 годах оно имело три отделения: младшее, среднее и старшее. Здесь насчитывалось 30 мальчиков и одна девочка, дочь священника. Препода­вал в тот учебный год Василий Бу­рый. На содержание школы было вы­делено 175 рублей из государственно­го бюджета и 95 рублей от местных крестьян. Для сравнения: тогда хоро­шая дойная корова стоила в пределах 60 рублей.

Нельзя оставить без внимания имена, прославившие Пинковичи. В 1904-1906 годах здесь учительствовал Якуб Колас. В 1926-м в деревне по­бывал известный белорусский худож­ник Язэп Дроздович – он зарисовал пинковичские святыни. В 1934 го­ду жизнь села в десятках фотографий увековечила американская путеше­ственница Луиза Арнер Бойд. В 1990-м краевед, педагог Иван Калоша соз­дал литературно-краеведческий му­зей. Его ученица, уроженка Пинко­вичей, ученый-филолог Любовь Тара­сюк написала свыше 200 научно-ме­тодических работ по национальному образованию.

Как в пригороде европейских столиц

Вернемся к инвентарю. По состо­янию на 1762 год в Пинковичах на­считывалось 117 домов, в которых проживало около 700 сельчан. Ва­рьирование в количестве населения обусловлено тем, что в инвентарь не вписывались старики и пинковцы, работавшие за пределами деревни. Аналогичная ситуация и с крестья­нами, находившимися на государе­вой службе. Просто указывалось, что в семье есть вольные лица. Для срав­нения: в Пинске на тот период про­живало от 5 до 10 тысяч горожан.

Про коня и вола

Сейчас конь воспринимается как помощник в сельском хозяйстве, а два столетия назад считали иначе. Для работы на земле использовали исключительно волов, а лошади же служили в качестве средства пере­движения. Их в Пинковичах, соглас­но инвентарю 1762 года, было 17 го­лов и 131 вол.

У тогдашних пинчуков было осо­бое отношение к этим животным с религиозной точки зрения. Вола счи­тали «святой костью» за то, что когда Божия Матерь прятала младенца от неприятелей, то вол набрасывал се­но на Христа, чтоб ему было тепло, а лошадь откидывала сухую траву и ела. Поэтому мясо вола употребляли в пищу, a конину называли поганой.

Коренные имена и фамилии

В середине XVIII века в Пинкови­чах популярными мужскими имена­ми были Грыц, Захар, Максим, Иван, Сэмэн, но не особо отставали Лев­ко, Петрук, Игнат, Олексий, Данило. Некоторые современные имена зву­чали следующим образом: Мыхалко, Кырылко, Хведор. В переписи также встречаются Андреи, Денисы и Васи­ли.

Рейтинг женских имен: Матру­на, Наталья, Анна, Евдотья, Татьяна, редкими были Ульяна, Оксюта, Па­расия, Марыха, Юхимка.

Фамилий большое количество: Лой, Снежко, Капко, Козич, Каль, Хихлюк, Безручко, Король, Скры­бель, Матвийчук. Важно, что неко­торые из них имели иное написание, нежели сейчас. Объясняется это эле­ментарной ошибкой или изменения­ми в самом правописании.

Труд и «социальные гарантии»

Мужчины из Пинковичей должны были 197 дней в году отработать на землевладельца, в основном в поле. Женщины – 103 дня. Семьи, где бы­ли инвалиды или вдова вела хозяй­ство самостоятельно, имели льготы при сборе налога, в труде.

Налоги брались живым товаром. Гусей, кур, уток, как и яйца, считали десятками. В определенный день, не­сколько раз в году, крестьянин сдавал сборщику подати нужное количество.

Хаты располагались вдоль реки, рядом с ними – наделы. Затем следо­вала дорога, за которой уже панское поле. Интересно, что забор был «жи­вой» – вокруг высаживались дере­вья: дубы, липы. Каждая семья име­ла свой участок, за который отвечала перед владельцем. Помимо этого, на берегу Пины, за церковью, распола­гался «панский садок». Для охраны и ухода за ним составлялся график, де­журство несли по очереди.

В инвентаре женщин подписывают «бялоглувками». Очевидно, по при­чине ношения традиционного голов­ного убора. Когда-то «бялоглувками» называли птиц, чьи головки исклю­чительно белые.

Славная корчма стояла

Отдельно в инвентаре выделена корчма. В Речи Посполитой, как и в Великом княжестве Литовском, рас­пространенными типами общепи­та являлись шинки и корчмы – по­стройки, где путешественник мог подкрепиться и переночевать. Они строились на торговых площадях го­родов, в некоторых селах и фольвар­ках, на торговых путях, у речных пе­реправ и пристаней. Как раз через Пинковичи проходил тракт, по всей видимости, сейчас это дорога на Лу­нинец.

Пинковичская корчма, по тем мер­кам, относилась к большим питей­ным заведениям. Для странников было обустроено две комнаты отды­ха, для коней – хлев, огражденный забором с массивными деревянными воротами, дабы не увели «транспорт». В самой корчме находились две печи: одна для выпечки хлеба, а вторая – для приготовления блюд. Пиво вари­ли на месте, имелся бровар.

Вряд ли составитель инвентаря в 1762 году мог себе представить, что когда-то через столетия «сухой» до­кумент, состоящий сплошь из цифр и условных обозначений, станет клю­чиком, который приоткроет нам дверь в прошлое.


Дмитрий КИСЕЛЬ,

магистрант исторического факультета
БрГУ им. А.С. Пушкина.

Похожие новости

Семейной жизни золотые годы

pv

Шалить на пляже дорого обойдётся

pv

Утвержден перечень наиболее востребованных специалистов региона

pv
ТГ канал