1.3 C
Пинск
Четверг, 21 ноября, 2024
Пiнскi Веснiк
Общество

Пинковичи. Путешествие в XVIII век

2 августа Пинковичи отмечают день своего основания. Событие совпадает с почитанием памяти пророка Ильи. Может, поэтому в селении особое отношение к этому христианскому святому.

Пинковичи. Путешествие в XVIII век

Местные жители из поко­ления в поколение пере­дают легенду – она пере­носит нас в XIX в., годы правления императора Александра II. Однажды летним утром юный пастух выгнал стадо коров на пастбище, ко­торое находилось в пределах совре­менной улицы 5-й Садовой. Пого­да стояла ясная. Вдруг налетела бу­ря и по небу раскатился гром неслы­ханной силы. Молния ударила в ве­личественный дуб, росший рядом с лугом. Вмиг все стихло, вновь выгля­нуло солнышко, запели птицы. Па­стушок кинулся к дереву – небесный огонь расколол его на две части. Ка­ково же было удивление юноши, ког­да он увидел на месте раскола отчет­ливый лик пророка Ильи. Позвал од­носельчан посмотреть на чудо. Всей деревней решили немедля возвести здесь Ильинскую церковь. Ради спра­ведливости следует отметить, что это лишь одна из версий появления свя­тыни в Пинковичах.

Документ XVIII века

В 1762 году в тогдашнем Пинском повете был составлен инвентарь вла­дений именитого графского рода Бжостовских.

Казалось бы, простой бюрократи­ческий документ. Но благодаря ему мы узнали о быте наших далеких предков. Рассмотрим Пинковичи: да­ется подробное описание селянских семей с их повинностями, местности, имущества и живности.

Из Средневековья в наши дни

Для полноты картины следует по­знакомиться с прошлым села. Тем бо­лее что Пинковичи входят в пятерку крупнейших сельских населенных пунктов Брестчины.

В 1499 году поселение фигуриру­ет в законодательных актах как зем­ля монашеского католического ни­щенствующего ордена францискан­цев. Можно уверенно говорить, что деревня еще старше. Из века в век менялись владельцы: князья Кур­цевичи, Сапеги, шляхтич Ельский, граф Бжостовский, легендарный род Скирмунтов – и государства: Пин­ское княжество в составе Великого княжества Литовского, Пинский по­вет в польско-литовском союзе Речь Посполитая, Пинский уезд в Россий­ской империи, вновь Пинский по­вет в межвоенной Польше и наконец Пинский район в независимой Бела­руси.

Считается, что в Пинковичах в 1648 году состоялся последний бой отступавших из Пинска казаков Бог­дана Хмельницкого с войском ли­товского гетмана Януша Радзивилла. Историк Михаил Ткачев писал, что 25 сентября 1655 года во время войны Речи Посполитой с Московским цар­ством в Пинковичах высадился при­бывший по воде отряд царского во­еводы Дмитрия Волконского. Отсю­да он штурмовал город, но овладеть им так и не смог. Не одно огненное колесо войны прокатилось через се­ло, нарушая привычную жизнь. По­топтались тут и шведы с французами, и фашисты.

В источниках записано, что в 1830 году на берегу Пины раздался коло­кольный звон церкви Покрова Пре­святой Богородицы. Однако извест­но, что еще в 1806-м местные жите­ли подарили храму большую икону «Воздвижение Святого Креста». Зна­чит, он явно старше официально при­знанной даты. К сожалению, в начале 1960-х утрачена небольшая церквуш­ка пророка Ильи.

В 1863 году первых учеников приняло народное училище. Сей­час здесь находится музей. В 1887-1888 годах оно имело три отделения: младшее, среднее и старшее. Здесь насчитывалось 30 мальчиков и одна девочка, дочь священника. Препода­вал в тот учебный год Василий Бу­рый. На содержание школы было вы­делено 175 рублей из государственно­го бюджета и 95 рублей от местных крестьян. Для сравнения: тогда хоро­шая дойная корова стоила в пределах 60 рублей.

Нельзя оставить без внимания имена, прославившие Пинковичи. В 1904-1906 годах здесь учительствовал Якуб Колас. В 1926-м в деревне по­бывал известный белорусский худож­ник Язэп Дроздович – он зарисовал пинковичские святыни. В 1934 го­ду жизнь села в десятках фотографий увековечила американская путеше­ственница Луиза Арнер Бойд. В 1990-м краевед, педагог Иван Калоша соз­дал литературно-краеведческий му­зей. Его ученица, уроженка Пинко­вичей, ученый-филолог Любовь Тара­сюк написала свыше 200 научно-ме­тодических работ по национальному образованию.

Как в пригороде европейских столиц

Вернемся к инвентарю. По состо­янию на 1762 год в Пинковичах на­считывалось 117 домов, в которых проживало около 700 сельчан. Ва­рьирование в количестве населения обусловлено тем, что в инвентарь не вписывались старики и пинковцы, работавшие за пределами деревни. Аналогичная ситуация и с крестья­нами, находившимися на государе­вой службе. Просто указывалось, что в семье есть вольные лица. Для срав­нения: в Пинске на тот период про­живало от 5 до 10 тысяч горожан.

Про коня и вола

Сейчас конь воспринимается как помощник в сельском хозяйстве, а два столетия назад считали иначе. Для работы на земле использовали исключительно волов, а лошади же служили в качестве средства пере­движения. Их в Пинковичах, соглас­но инвентарю 1762 года, было 17 го­лов и 131 вол.

У тогдашних пинчуков было осо­бое отношение к этим животным с религиозной точки зрения. Вола счи­тали «святой костью» за то, что когда Божия Матерь прятала младенца от неприятелей, то вол набрасывал се­но на Христа, чтоб ему было тепло, а лошадь откидывала сухую траву и ела. Поэтому мясо вола употребляли в пищу, a конину называли поганой.

Коренные имена и фамилии

В середине XVIII века в Пинкови­чах популярными мужскими имена­ми были Грыц, Захар, Максим, Иван, Сэмэн, но не особо отставали Лев­ко, Петрук, Игнат, Олексий, Данило. Некоторые современные имена зву­чали следующим образом: Мыхалко, Кырылко, Хведор. В переписи также встречаются Андреи, Денисы и Васи­ли.

Рейтинг женских имен: Матру­на, Наталья, Анна, Евдотья, Татьяна, редкими были Ульяна, Оксюта, Па­расия, Марыха, Юхимка.

Фамилий большое количество: Лой, Снежко, Капко, Козич, Каль, Хихлюк, Безручко, Король, Скры­бель, Матвийчук. Важно, что неко­торые из них имели иное написание, нежели сейчас. Объясняется это эле­ментарной ошибкой или изменения­ми в самом правописании.

Труд и «социальные гарантии»

Мужчины из Пинковичей должны были 197 дней в году отработать на землевладельца, в основном в поле. Женщины – 103 дня. Семьи, где бы­ли инвалиды или вдова вела хозяй­ство самостоятельно, имели льготы при сборе налога, в труде.

Налоги брались живым товаром. Гусей, кур, уток, как и яйца, считали десятками. В определенный день, не­сколько раз в году, крестьянин сдавал сборщику подати нужное количество.

Хаты располагались вдоль реки, рядом с ними – наделы. Затем следо­вала дорога, за которой уже панское поле. Интересно, что забор был «жи­вой» – вокруг высаживались дере­вья: дубы, липы. Каждая семья име­ла свой участок, за который отвечала перед владельцем. Помимо этого, на берегу Пины, за церковью, распола­гался «панский садок». Для охраны и ухода за ним составлялся график, де­журство несли по очереди.

В инвентаре женщин подписывают «бялоглувками». Очевидно, по при­чине ношения традиционного голов­ного убора. Когда-то «бялоглувками» называли птиц, чьи головки исклю­чительно белые.

Славная корчма стояла

Отдельно в инвентаре выделена корчма. В Речи Посполитой, как и в Великом княжестве Литовском, рас­пространенными типами общепи­та являлись шинки и корчмы – по­стройки, где путешественник мог подкрепиться и переночевать. Они строились на торговых площадях го­родов, в некоторых селах и фольвар­ках, на торговых путях, у речных пе­реправ и пристаней. Как раз через Пинковичи проходил тракт, по всей видимости, сейчас это дорога на Лу­нинец.

Пинковичская корчма, по тем мер­кам, относилась к большим питей­ным заведениям. Для странников было обустроено две комнаты отды­ха, для коней – хлев, огражденный забором с массивными деревянными воротами, дабы не увели «транспорт». В самой корчме находились две печи: одна для выпечки хлеба, а вторая – для приготовления блюд. Пиво вари­ли на месте, имелся бровар.

Вряд ли составитель инвентаря в 1762 году мог себе представить, что когда-то через столетия «сухой» до­кумент, состоящий сплошь из цифр и условных обозначений, станет клю­чиком, который приоткроет нам дверь в прошлое.


Дмитрий КИСЕЛЬ,

магистрант исторического факультета
БрГУ им. А.С. Пушкина.

Оставить комментарий

Похожие новости

В ЦКРОиР г. Пинска отметили Международный день толерантности

pv

Документальный фильм к юбилею Победы планируют создать в Союзном государстве

pv

Календарь праздничных и нерабочих дней в Беларуси на 2025 год

pv

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

ТГ канал