Попытаемся выяснить.
– Причина возникновения неприятного запаха в микрорайонах Альбрехтово, Северный, в районе городского парка и центральной части города – выделение в атмосферу сероводорода, метана, аммиака и других газов, образующихся в процессе сбраживания осадка сточных вод на иловых прудах открытого типа, – поясняет начальник цеха канализации КПУП «Пинскводоканал» Денис АНТОНОВИЧ. – Поскольку господствующее направление ветров западное, пинчане обычно не замечают нежелательного соседства с очистными сооружениями. При изменении направления ветра на юго-восточное и восточное с их стороны действительно поступает неприятный запах, в связи с чем жители города выражают справедливое недовольство.
Чтобы было понятнее, давайте разбираться с процессом очистки хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод. Попробую описать его простым языком.
Начинается все с приемной камеры, после которой сточные воды – а это порядка 25-35 тысяч кубометров в сутки – поступают на решетки, сквозь которые «просеиваются» и на которых задерживается мусор крупной фракции. Да, оказывается, чего только мы с вами, уважаемые пинчане, не выбрасываем в раковины и унитазы! Целые горы каких-то тряпок, крышек, другого хлама, прошедших долгий путь по канализационным сетям и оказавшихся на городских очистных сооружениях.
С решеток отбросы выгребаются, отжимаются и вывозятся на полигон. А сточные воды идут в песколовки, где из них «вылавливают» песок, который потом отправляют на специально выделенные площадки. Вода же поступает в распределительные чаши, откуда попадает в аэротенки-отстойники: механическая очистка ее закончена, начинается биологическая – с помощью активного ила, в котором содержится масса бактерий и микроорганизмов, желающих «покушать», и кислорода, подаваемого насосно-воздуходувной станцией. Бактерии и микроорганизмы осуществляют процесс биологической очистки сточных вод.
После доочистки вода сбрасывается в Припять, а образующийся в процессе очистки осадок отправляют на иловые пруды открытого типа, о которых и говорил Денис Владимирович. Вот в нем-то и кроется корень зла, точнее, неприятного запаха, поскольку в процессе естественного его брожения, как мы писали выше, выделяются различные газообразные вещества, в том числе и сероводород. Да-да, тот самый, как, уверена, каждый помнит со школьных уроков химии, с запахом тухлых яиц. В прохладное время года брожение замедляется, даже прекращается, а вот в жаркое – активизируется.
Возникает резонный вопрос: и что же с этим злосчастным осадком делать? Ведь неприятный запах, оказывается, еще не самое страшное.
– Остро требуется модернизация системы обработки осадка сточных вод, который поступает на иловые пруды с 1969 года. Понятно, что проектные мощности выделенных площадей, к слову, более 12 га, заканчиваются. Ввиду отсутствия свободных площадей для накопления осадка, которого, кстати, образуется в сутки порядка 400 кубических метров, и встает вопрос о необходимости строительства сооружений по обезвоживанию и последующей обработке осадка сточных вод, – продолжает разговор Денис Владимирович.
Вновь простым языком попытаемся объяснить, для чего подобное должно быть сделано.
Предполагается, что после очистки сточных вод осадок будет подаваться в специальные закрытые сооружения искусственного анаэробного сбраживания. Здесь он будет разлагаться с выделением биогаза, который станут сжигать в специальных установках с получением электрической и тепловой энергии. Таким образом, газы брожения не попадут в атмосферу, а объем осадка уменьшится. В дальнейшем он не подвержен брожению, поэтому может использоваться для рекультивации земель.
Вот в этом и есть решение проблемы. Но. Сделан пока только первый шаг в данном направлении – швейцарской компанией «Holinger International Consultants», выигравшей тендер, разработано технико-экономическое обоснование. Цена вопроса – 33 миллиона рублей (в ценах 2018 года). В настоящее время ведутся поиски источников финансирования.
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото Анны КОЛОДИЧ.