Указ о награждении учителя технического труда и черчения высшей квалификационной категории средней школы № 16 Андрея ТАРЕЛКИНА самой старой из медалей Республики Беларусь, учрежденной еще в 1989 году, подписал недавно Президент страны Александр Лукашенко. От души поздравляем педагога!
Такой успех вполне закономерен: его труд, творческая деятельность отмечены многочисленными грамотами различных уровней, в том числе и высшего – Министерства образования нашей страны. Он награжден его нагрудным знаком «Отличник образования», второй и третьей премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Кстати, с Андреем Васильевичем мы уже знакомили читателей «ПВ» пару лет назад. Тогда, в сентябре 2022-го, он, напомню, был удостоен Благодарности председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой.
Педагогическая система: у него – своя фишка.
Об этом мы поговорим чуть позже. Начать же рассказ об этом человеке мне хотелось бы с того, что рисовать он любил с детства. Специально изобразительному искусству не учился – у него был природный дар. Андрей Тарелкин с удовольствием оформлял кабинеты в 161-м училище и индустриально-педагогическом техникуме, где занимался; выпускал очередной номер газеты полка, в котором проходил срочную службу.
В среднюю школу № 16 пришел в 1999-м учителем технического труда и педагогом дополнительного образования. Заочно окончил Мозырский государственный педагогический университет.
А вот теперь несколько слов относительно его педагогической системы. Фишка в том, что он формирует познавательный интерес через практическую реализацию компетентностного подхода в процессе обучения техническому труду посредством проектной технологии.
– Считаю, проектная деятельность учащихся является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, – говорит Андрей Васильевич.
Учитель подчеркивает важность межпредметных связей. К примеру, изучение материаловедения, без которого на уроках технического труда просто никак, невозможно без знания определенных тем из физики, математики, химии, черчения. Понимание этой взаимосвязи дает возможность создавать действительно качественные изделия. Большую роль в этом процессе, конечно же, играет и техническое оснащение школьных мастерских.
Андрей Васильевич с радостью сообщил, что в рамках республиканской программы повышения качества обучения школа получила для них учебный комплект оборудования и инструмента. Сейчас стоит задача все это к новому учебному году установить и подключить.
Победа – не самоцель.
Особое внимание педагог уделяет развитию творческих способностей учащихся, а еще подготовке лучших к участию в республиканской олимпиаде по трудовому обучению (с 2016 года, кстати, руководит городской командой, тренирует для этих целей областную). И результаты впечатляют: его воспитанники становятся победителями не только второго и третьего, но и заключительного этапов. Об одном из них, Сергее Яруте, мы рассказывали нашим читателям. Педагог с гордостью сообщил, что сейчас талантливый юноша – студент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, одного из престижнейших вузов страны. Вот это главное! Безусловно, победы на олимпиадах и в конкурсах важны, но, по мнению учителя, основная цель, которую он преследует, – воспитать умного, грамотного, трудолюбивого, целеустремленного человека, который с честью выдержит испытания выпускной кампании в школе и вступительной – в вузе, легко социализируется в студенческом коллективе, а еще станет надежной опорой родителям в жизни.
Андрей Васильевич уверен, что полученные на уроках труда знания его выпускникам очень пригодятся при продолжении образовательной траектории. Ведь ребята учатся на занятиях всему, вплоть до составления графической и технологической документации; постепенно, от изготовления незатейливых подставок до создания сложных комбинированных изделий, украшенных резьбой, совершенствуют навыки и умения. Не удивительно, что в школе целая плеяда лидеров олимпиадного движения. Среди них, кстати, уже и пятиклассник Станислав Абрасимовский, который уверенно одержал победу в городской олимпиаде по трудовому обучению для учащихся… восьмых классов.
Большинству ребят полученные знания и навыки пригодятся в жизни. Да, в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в школе ведется профессиональная подготовка рабочих, потому многие выпускники получают не только аттестаты об образовании, но и «корочки» столяра второго разряда, кстати, дающие преференции юношам при поступлении в колледжи на специальности деревообработки.
Не могу не сделать еще несколько важных штрихов к портрету педагога. Напомню, в 2018-м именно Андрей Васильевич был экспертом (членом жюри) республиканского конкурса профессионального мастерства World Skills Belarus-2018. В 2020-2022-м входил в состав экспертной группы по опытной проверке учебных пособий для 7-8 классов учреждений общего среднего образования «Трудовое обучение. Технический труд», позже – для 9 классов. Он автор школьного проекта «Архiтэктурная спадчына Беларусi». Выполненные учащимися в его рамках работы, могу утверждать, никого не оставят равнодушными!
ндрей Васильевич постоянно повышает свой профессиональный уровень, разрабатывает материал для пополнения учебной базы мастерских, проводит открытые учебные занятия для коллег школы и города, мастер-классы – для учителей Брестчины, участвует в международных научно-практических конференциях, публикуется в журнале «Народная асвета». Он лектор БОИРО, проводит авторские курсы повышения квалификации учителей трудового обучения.
Учитель – первый помощник во всем
Впрочем, Андрей Васильевич не только настоящий профессионал и творческая личность, он еще человек с активной гражданской позицией – член Белорусской партии «Белая Русь» и городской организации РОО «Белая Русь». Стоит ли удивляться, что именно он от профсоюза работников образования и науки был избран делегатом на VII Всебелорусское народное собрание.
Выступая перед коллективами, он отмечает, что в ходе заседания высшего органа народовластия были получены ответы на главные вопросы, которые волнуют общество: как дальше будет развиваться наше государство, в каком направлении мы будем двигаться? Так, были четко обозначены векторы развития для сохранения сильного, процветающего государства, государства для народа.
– Мне запомнились слова Александра Григорьевича по поводу того, что у нашей Родины, кроме нас, никого нет, – признается Андрей Васильевич. – Это должен понимать каждый. Белорусы – миролюбивая, сильная, мудрая нация, и мы поддерживаем нашего Президента в стремлении видеть Беларусь суверенной и процветающей. Ради этого стоит трудиться.
И он работает, причем и на каникулах – в том числе и на его плечах забота о воспитанниках лагеря труда и отдыха, открытого на базе учреждения образования; а еще о качестве ремонта школьной мебели, которым занимаются не только юноши, но и девушки.
В заключение я спросила у собеседника: кто такой в его понимании учитель? Какова его главная роль? По мнению Андрея Васильевича, это первый помощник учащегося, причем во всем, чего бы это ни касалось. Если речь идет о каком-то начинании – поддержать ребенка, если о проблеме – не закрывать на нее глаза и не делать вид, что ее не замечаешь, а помочь справиться с ней. Причем к каждому должен быть индивидуальный подход, по-другому никак, ведь комфортные условия для умственного, духовного, профессионального роста должны быть созданы для всех. Кого-то нужно похвалить, кого-то – пожурить. Нельзя только оставаться равнодушным!
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото автора.