Порядок деятельности маршрутных такси регулируется Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Указанный закон разграничивает требования к регулярным и нерегулярным маршрутным такси. Первые должны возить людей по расписанию только после заключения договоров с операторами и контролирующими органами. Вторые устанавливают свой график и договора с вышеуказанными структурами не заключают, чем нарушают Закон и привлекаются к ответственности.
Самое распространенное нарушение в сфере маршрутного такси – это то, что нерегулярные перевозчики маскируются под регулярных. Хотя первые могут обслуживать только частные заказы. Например, развозить туристические группы или гостей на свадьбе, т.е. выполнять разовые перевозки. Маршрутки регулярных перевозок имеют четкий график и маршрут движения и обязаны их соблюдать. Кроме того, у них должна быть лицензия, установлено навигационное оборудование, позволяющее контролировать движение по маршруту, соблюдение ПДД, режим труда и отдыха. У нерегулярного перевозчика должен быть заказ-наряд с указанием перевозчика и заказчика, а также список пассажиров с указанием старшего группы. Регулярному перевозчику необходима карточка и схема маршрута, транспортное средство (ТС) обязано иметь определенное внешнее оформление, должно быть обозначено откуда и куда следует ТС. В салоне на видном месте присутствуют бейдж водителя и прайс. Все водители обязаны проходить курсы повышения квалификации каждые пять лет. Водитель маршрутки должен иметь при себе водительское удостоверение, техпаспорт, техосмотр, страховку не только на ТС, но и ответственности перед пассажирами. Почему последний документ действительно важен? В случае ДТП (а на больших трассах от них никто не застрахован) с пострадавшими перевозчик вряд ли сможет когда-либо возместить ущерб всем пассажирам. Юридическое лицо с пустыми счетами оперативно ликвидируется, после чего крайнего, кто заплатит за лечение и восстановление после полученной травмы, не найти. Казалось бы, зачем пассажиру нужно знать такие тонкости и отличать регулярных перевозчиков от нерегулярных? Ответ банально прост: садясь в регулярное маршрутное такси, пассажир более законодательно защищен – указанные перевозчики в основном соблюдают вышеуказанные предъявляемые требования, так как в случае их несоблюдения последние могут лишиться лицензии. У нерегулярного перевозчика в априори таковой лицензии нет, поэтому зачастую последние могут «забыть» про установленные требования. Как правило, выполнение и соблюдение перевозчиком законодательства защищают пассажиров от непредвиденных ситуаций. К примеру, самая простая: если человек следует на нерегулярной маршрутке в командировку, то бухгалтерия на работе ему потом не вернет деньги за билет, так как чек не будет соответствовать нормам. А о самой плачевной (ДТП и его последствия) и говорить не хочется. Безопасность и здоровье должны быть в приоритете, поэтому всегда выбирайте законного перевозчика.
Артур БАРТОШ,
начальник регионального отдела
автомобильного и весогабаритного контроля в г. Пинске
управления контроля автомобильного транспорта
филиала Транспортной инспекции по Брестской области.