11.8 C
Пинск
Суббота, 3 мая, 2025
Пiнскi Веснiк
Общество

Как устный счет развивает интеллект, или что такое ментальная арифметика?

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в учебе, особенно в таком важном предмете школьной программы, как математика. Но не все ребята легко усваивают правила и алгоритмы, многие испытывают трудности с запоминанием таблицы умножения, решением примеров и задач. Как помочь ребенку обрести интерес к школе, научиться быстро и правильно считать в уме, повысить самооценку и развить интеллект?

Как устный счет развивает интеллект, или что такое ментальная арифметика?Давно забытое старое

Один из вариантов решения – ментальная арифметика. Это не новая практика. Она основана на особом принципе математических вычислений, который был известен в древнем мире еще 5000 лет назад. Все расчеты в ней проводятся с помощью специального счетного инструмента древнегреческого происхождения абакуса, известного также в Древнем Китае как суаньпань и в Древней Японии как соробан. Можно сказать, что это своеобразный калькулятор, не только помогающий в вычислениях, но также тренирующий мозг и развивающий межполушарные нейронные связи, а они в свою очередь благотворно влияют на творческие и когнитивные способности.

Ментальная математика в ее современном понимании возникла в Турции, автором методики стал исследователь Халит Шен. В школах обучение этой дисциплине началось в 1993 году. Сегодня функционирует почти пять тысяч классов, профильных школ, образовательных центров в 50 странах. Есть специализированные организации в России, Киргизии, Казахстане.

Что такое «ментальная арифметика» простыми словами

Счетная доска-абакус, которую используют в ментальной арифметике, представляет собой прямоугольную конструкцию с вертикально расположенными спицами в количестве 13 штук (вариант абакуса для детей может содержать меньшее их число). Прямоугольник разделен на две части длинной горизонтальной перегородкой. На каждую спицу нанизано по пять косточек: четыре нижние «земные» и верхняя «небесная», символизирующие цифры от единицы до пятерки. Овладев счётами физически, юный арифметик в силах представить этот инструмент у себя в голове. На воображаемом абакусе ребёнок может быстро выполнить такие вычисления, которые при помощи абстрактных величин ему еще недоступны, и сделать это с огромной скоростью.

В нашей стране данная методика вызывает много споров. Одни считают ее важным элементом получения и усвоения знаний в школе, другие напрочь отказываются верить в то, что она чему-то способствует.

Как считают педагоги и родители

Как устный счет развивает интеллект, или что такое ментальная арифметика?Репетитор по совершенствованию скоростного счета Татьяна ЮРАШКЕВИЧ объясняет:

— Использование методики ментальной арифметики стимулирует комплексное развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь, зрительной памяти и образного мышления. У нас, как известно, два полушария головного мозга. Левое отвечает за логику и математические способности, правое – распознает сложные и визуальные звуковые образы. И у абсолютного большинства людей развито только одно из них. Поэтому и говорят о математическом или о гуманитарном складе ума. Методика ментальной арифметики заставляет развивает оба полушария. Дети, освоившие быстрый счет по этой методике, легко учат иностранный язык, запоминают стихи, развивают речь. По сути, это тренировка головного мозга, увеличивающая объем его памяти. Ошибочно думать, что ребенок, с которым занимались по методике ментальной арифметики, – вундеркинд. Если он отстаёт по математике из-за того, что не может решать задачи, так как не понимает условия, правила или схемы, ментальная арифметика никак ему не поможет. Мои занятия посещают разные дети, в том числе со средней успеваемостью. Однако через полгода у них повышаются знания по всем предметам как минимум на балл. Ребята отмечают, что они лучше усваивают пропущенные темы, причем не только на уроках математики. Безусловно, дополнительный полезный навык дети закрепят только в случае ежедневных тренировок.

Как устный счет развивает интеллект, или что такое ментальная арифметика?Математик с 23-летним стажем Наталья СЕВЕРИНА ментальную арифметику вредной не считает:

— В раннем возрасте ментальная арифметика для детей очень даже полезна. Она помогает развивать наблюдательность, воображение, логику. На занятиях по подготовке к централизованному экзамену я заметила, что у ребят, которые занимались скоростным счетом, аналитическое мышление и концентрация внимания развиты достаточно высоко. Безусловно, решать задачи по математике ментальная арифметика не научит. Но она положительно сказывается на пространственном мышлении и, по мнению моих ребят, «делает суперскую прокачку нейронов». Не вижу ничего плохого в том, что ребенок умеет быстро считать.

Как устный счет развивает интеллект, или что такое ментальная арифметика?Татьяна КАРЕБО, мама ребенка, который обучается быстрому счету по методике ментальной арифметики:

– Мой сын заканчивает 3 класс общеобразовательной школы. С 1 класса посещает курсы совершенствования устного счета. За время обучения я заметила, что у ребенка улучшилась память, повысилась скорость восприятия и усваивания материала. Сын с легкостью запоминает материал школьной программы и выполняет домашние задания. Для него не проблема выучить стихотворение. На это уходит всего 2-3 минуты.

Когда ждать результатов

Первые результаты становятся заметны после двух-трех месяцев регулярных занятий. Но, чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно два года занятий.

Сначала юные счетоводы учатся складывать и вычитать, а далее переходят к более сложному этапу – множат и делят.

В каком возрасте стоит начинать обучение

Оптимальный возраст для того, чтобы начинать обучаться ментальной арифметике, – 5–12 лет.

Некоторые специалисты расширяют верхнюю границу до 18 и даже 24 лет. Они аргументируют это тем, что именно в этом возрасте формируются новые нейронные связи.

Если человеку уже больше 25 лет, то ему, конечно, не запретят заниматься «менталкой». Однако взрослые, сформировавшиеся люди обучаются дольше и сложнее. Зато занятия станут хорошим методом профилактики болезней, которые связаны с памятью и концентрацией.

А вот совсем маленьких детей вести на занятия по ментальной арифметике не стоит. В два-три года мозг еще просто не готов овладеть такой информацией.

Ментальная арифметика успела снискать большую популярность и показать превосходные результаты. Однако ориентироваться лучше на собственные ощущения: занятия в целом должны нравиться ребенку и приносить удовольствие. Дополнительно можно опереться на успеваемость: если она подросла с момента начала занятий ментальной арифметикой, смысл продолжить учиться точно есть.

 

Елена БРИЧ.

Фото автора и В.Ильенкова

Оставить комментарий

Похожие новости

В Пинском районе в День труда наградили лучших профсоюзных активистов

pv

МТС продолжает улучшать качество 4G во всех регионах страны

pv

Ірына Трунова лаўрэат рэспубліканскага агляду-конкурсу краязнаўчых выданняў

pv
ТГ канал