Ирина Гончар: профессионализм, настойчивость и эмпатия ключевые качества современного педагога. Воспитание детей требует не только глубоких знаний, но и способности понимать их эмоции и чувства.
Путь педагога
Ирина Анатольевна рассказала, что в свое время окончила физико-математический факультет Могилевского государственного педагогического института имени А.А.Кулешова. Выбрала его не случайно: в этом вузе в 1991 году была открыта новая специализация «математика, информатика». Хотя в школьной программе «информатика» появилась еще в 1985-м. Вот только вели тогда предмет разные педагоги после курсов переподготовки. Специалистов, как видим, начали готовить спустя шесть лет.
После окончания вуза педагог работала в средней школе № 10, еще старой, которая находилась на улице Гайдаенко, затем – в № 18. Потом на протяжении двух десятков лет преподавала информатику в средней школе № 12. И вот с 1 сентября 2024-го она вновь преподает этот предмет в средней школе № 18. Так сложилась жизнь.
Знакомство с ЭВМ
Признается, первое знакомство с ЭВМ в середине 80-х годов прошлого столетия было сродни волшебству, когда после создания программы железная коробка способна была делать сложные вычисления и даже рисовать картины. Сейчас, когда на компьютере установлен графический редактор, делать это довольно просто, но тогда все казалось какой-то мистикой – было очень интересно.
Интересуюсь у Ирины Анатольевны: за годы ее работы дети изменились? Конечно, утверждает педагог, они стали более добрые, воспитанные, толерантные ко всему, более «ЗОЖные», то есть им все чаще по душе здоровый образ жизни, они не остаются равнодушными и к мировым проблемам.
– Благодарю судьбу за то, что в жизни сталкиваюсь с удивительными детьми, с замечательными коллегами, которые всегда помогут, поддержат; когда надо – и похвалят, – отмечает собеседница.
К слову, хвалить есть за что. Так, в 2020/2021 учебном году ее воспитанник Кирилл Пастухов был удостоен диплома II степени на заключительном этапе республиканской предметной олимпиады.
Тот самый Кирилл, вспоминает педагог, который учился еще в 6-м классе, когда пришел он как-то на занятия по информатике, сообщил, что прорешал все имевшиеся задачи и поинтересовался: чем же ему заниматься дальше? Сейчас он – студент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. А в 2023/2024 учебном году дипломы III степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по информатике получили сразу два ее воспитанника – десятиклассники Егор Кушнеревич и Антон Фадеев. Стоит ли удивляться, что среди заслуженных наград педагога – и грамота Министерства образования Республики Беларусь.
В чем секрет эффективной и результативной работы?
– В моем представлении каждый ребенок – отдельная личность. Он должен сам определить, к достижению какой цели следует стремиться. При этом необходимо, чтобы было четкое осознание: все, что делает, он делает для себя. Для меня важна вот такая «самость» – самоопределение, самовыражение, самоконтроль, – делает акцент Ирина Анатольевна. – Ребенку должно нравиться то, чем он занимается. В противном случае эффекта не ждать не стоит. Даже если ребенок очень талантлив.
Кстати, старший сын Станислав окончил Белорусский государственный технический университет, сейчас работает программистом. Есть задатки для занятий информатикой и у младшего Максима, но ему, рассказывает собеседница, по душе английский язык. И она к его увлечению относится с пониманием, ведь для нее главное – любить то дело, которому посвящаешь жизнь.
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото автора.