Городской ЦКРОиР третий год подряд лучший на Брестчине

Общество

За этой сложной аббревиатурой скрывается центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города Пинска. По итогам работы за прошлый учебный год, к слову, как и за предыдущие два, главным управлением по образованию облисполкома он признан лучшим среди двух десятков подобных учреждений Брестчины. Закономерный успех! Как удается добиваться его коллективу центра? В поисках ответа на данный вопрос мы отправились на улицу Рокоссовского, где он находится.

Ухоженная территория радует глаз газонами, яркими цветочными клумбами, а еще свежим асфальтовым покрытием. Более 40 тысяч рублей было выделено из городского бюджета на нужды центра при подготовке к новому учебному году. За эти средства было заменено асфальтовое покрытие с понижением бордюрного камня на площади в 600 квадратных метров; с целью расширения безбарьерной среды для воспитанников центра с нарушениями зрения уложено порядка 10 «квадратов» тактильной плитки; капитально отремонтирован санузел, причем он был адаптирован специально для ребят, передвигающихся в инвалидной коляске. Словом, государством оказана значительная помощь.

Но вернемся на территорию центра. Здесь располагается игровое оборудование, причем у специальных качелей, например, или батута своя история, ведь подарены они воспитанникам разными спонсорами, о которых здесь никогда не забывают и всегда вспоминают добрым словом. Недавно их стало больше.

В погожий день солнечные лучи озорными отблесками отражаются в новеньких окнах, установленных в здании. А ведь совсем недавно они были старые и неприглядные, вот и решила директор центра Елена КРЫСЕНКО поискать спонсоров, чтобы помогли заменить хотя бы несколько. За помощью, рассказывает, словно по наитию, обратилась к руководителю ИТПУП «Стэнлес» Роману Гришковцу. Так вот, он выделил более 24 тысяч рублей на замену всех 38 оконных блоков! Сотрудники центра, его воспитанники и их родители, а также начальник управления по образованию горисполкома Ольга Левченко благодарны членам коллектива предприятия и лично Роману Федоровичу за столь значительную поддержку, за их отзывчивость и душевное тепло.

О слагаемых успеха

Их несколько. – Во-первых, у нас очень хороший кадровый потенциал: 80% педагогов, среди которых психологи, дефектологи, воспитатели, в том числе дошкольного образования, медицинские работники, имеют первую и высшую квалификационные категории. У 95% сотрудников центра – высшее образование. Во-вторых, для нас одной из главных задач является жизнеустройство наших выпускников. К нам попадают ребята с самыми тяжелыми диагнозами: как правило, с интеллектуальной недостаточностью плюс еще с 2-3 нарушениями, в частности зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, аутизмом. Сегодня в двух дошкольных группах и в семи классах центра занимаются 80 детей: 58 – стационарно, 22 – на дому. По адаптированной программе они обучаются девять лет, получают свидетельство о специальном образовании, после чего становятся воспитанниками территориального центра социального обслуживания города Пинска, – рассказывает Елена Александровна.

– Прослеживается ли какая-то тенденция: ребят с особенностями развития становится больше или меньше?

– Ежегодно число таких детей увеличивается примерно на 100. Но дело не только в том, что их с особенностями больше рождается, а и в том, что с помощью скрининговой диагностики в тесном сотрудничестве с дошкольными учреждениями, детской поликлиникой, домом ребенка мы выявляем таких деток буквально с ясельного возраста. Психолого-медико-педагогическая комиссия на базе центра для каждого ребенка определяет образовательный маршрут.

– Причем, как мы не раз рассказывали, в Пинске специальное образование не просто доступно, но и вариативно.

– В городе созданы условия в 46 учреждениях образования для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, проводится большая работа, основанная на реализации принципов инклюзии в образовании, в том числе по формированию инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Система специального образования города включает, кроме центра, два специальных детских сада – №№ 6 и 17 для деток с нарушениями соответственно речи и зрения. Плюс большое количество интегрированных, специальных групп и классов, пунктов коррекционно-педагогической помощи в дошкольных учреждениях и школах. Кстати, к началу нового учебного года в ряде садов и школ дополнительно открылись восемь интегрированных и одна специальная группа, два пункта коррекционно-педагогической помощи, восемь классов интегрированного обучения. Словом, охват специальным образованием у нас 100%. Очень важно, чтобы дети как можно раньше начали получать комплексную помощь учителей-дефектологов, педагогов-психологов, инструкторов по лечебной физкультуре, медицинских сестер-массажистов, тогда больше шансов исправить ситуацию. Как показывает практика, результатом оказания ранней комплексной помощи является то, что порядка 70% детей переходят в обычные группы яслей-садов.

– В последнее время немало внимания уделяется ребятам с расстройством аутистического спектра.

– Действительно, мы начали активно работать с ними. На базе трех дошкольных учреждений, центра и трех школ открыты группы и интегрированные классы для детей с диагнозом аутизм, введены ставки тьютеров – воспитателей, сопровождающих таких детей в процессе обучения. Скажу более, в городе с этого учебного года по согласованию с управлением по образованию горисполкома будет открыта школа тьютеров. На сегодня в банке данных центра 55 детей с диагнозом аутизм.

– А сколько в банке данных всего маленьких и юных пинчан с особенностями развития?

– 1873 ребенка. Повторю, они на 100% охвачены специализированной и коррекционно-педагогической помощью. Возвращаясь к слагаемым успеха, не могу не сказать о том, что деятельность учреждения не была бы столь эффективной, если бы не многочисленные шаги, предпринимаемые прежде всего городскими властями для создания универсальной безбарьерной среды в самом центре и на его территории. И среди них один из главных – оборудование вертикального подъемника, другими словами, лифта, который здесь просто необходим.

А теперь небольшой штришок. Ярким свидетельством успешной деятельности учреждения является, на мой взгляд, тот факт, что именно наш центр выбирается Министерством образования Республики Беларусь в качестве экспериментальной площадки для реализации в течение текущего учебного года экспериментального проекта «Апробация психолого-педагогического инструментария для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогической комиссии центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Его цель – определить, насколько эффективно используется этот самый унифицированный инструментарий для психолого-педагогического обследования дошколят с различными ограничениями и возможностями. Говоря простым языком, специалистами комиссии будут изучаться и анализироваться особенности развития и поведения ребенка как в привычной жизни, причем и в естественных для него условиях, и в специально созданных (в том числе с помощью видеоматериалов, отснятых родителями), так и в дошкольном учреждении, если он его посещает, с учетом особенностей развития и образовательных потребностей. Реализовывается проект в тесном сотрудничестве специалистов психолого-медико-педагогической комиссии центра и дошкольных учреждений, а также, безусловно, законных представителей ребят.

Как Максиму помог победить лисёнок Лесик

Ребята с особенностями развития не раз доказывали, что их возможности не ограничены. В очередной раз это подтвердил учащийся центра Максим ДИКОВИЦКИЙ, о котором мы, кстати, уже рассказывали читателям в связи с тем, что в рамках социально-экологического проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки» именно ему на сумму, вырученную от сбора крышек, были недавно приобретены дорогостоящие медикаменты и кресло-коляска «Nova» с дополнительной комплектацией (см. «ПВ» № 36 от 3 сентября с.г.). Так вот, Максим был удостоен награды Национального олимпийского комитета. Дело в том, что он принял участие в республиканском конкурсе рисунков «Олимпийский огонь зажигает сердца». В создании творческой работы ему помогала его учитель Елена Добрыдень.

Елена ДОБРЫДЕНЬ, учитель специального класса центра:

– Максим добрый и веселый мальчик. Передвигается он с помощью инвалидной коляски, но это не мешает ему учиться и радоваться каждому мгновению. У него точно есть воля к победе. Когда стало известно о проведении конкурса, мы решили, что обязательно будем участвовать в нем. Вот только идея по созданию творческой работы созрела не сразу. Из множества вариантов хотелось выбрать именно тот, который смог бы отразить внутреннее желание побеждать, а еще упорство в борьбе за право называться лучшим. После долгих творческих поисков остановились на нетрадиционных техниках рисования и аппликации. А героем выбрали рыжего лисенка Лесика, который, напомню, был талисманом II Европейских игр в Минске. Шубку ему сделали с помощью ниток различной текстуры. И он получился как живой – озорной, стремящийся к победе! Работу мы назвали «Всегда вперед».

В результате Максим победил в номинации «Огонь дружбы». Кроме диплома, подписанного, кстати, президентом Национального олимпийского комитета Беларуси Виктором Лукашенко, мальчику вручили наручные часы фирмы «Луч», о которых он, как выяснилось, давно мечтал, и фирменную бейсболку. От всей души поздравляем Максима и Елену Михайловну с заслуженной победой!

Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото Елены ДОБРОВОЛЬСКОЙ.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *