– Для образовательной системы в целом, а также для родителей очень важно, что инклюзия закреплена в обновленном Кодексе об образовании Республики Беларусь как один из основных принципов государственной политики в сфере образования. Если говорить простым языком, это означает, что в дошкольном и школьном сообществах все дети равны и имеют равный доступ к процессу обучения. Чем обусловлен подобный шаг? В первую очередь, думаю, тем, что Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в 2016 году, ну и, конечно, современными тенденциями в системе образования как нашей, так и других стран, – считает директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Пинска Елена КРЫСЕНКО .
– В этой связи в системе специального образования вводится ряд новшеств. Остановлюсь лишь на некоторых. Появится образовательный стандарт специального образования на уровне дошкольного образования, ранее он был только на уровне общего среднего. Можно будет открывать на базе дошкольных учреждений разновозрастные (от одного года до восьми лет) специальные (с наполняемостью до восьми детей) и интегрированные (с наполняемостью от шести до восьми детей) группы. Кроме того, в новой редакции из Кодекса исключена норма, которая ограничивала количество учащихся с особенностями психофизического развития (не более 20%) в учреждениях образования. Несколько слов об изменениях, касающихся непосредственно центра. Обучение у нас теперь будет осуществляться на протяжении десяти лет, а не девяти, как это было ранее. Таким образом, дополнительно еще один год наши учащиеся смогут быть на государственном обеспечении – здесь они учатся, играют, едят, спят. Это ощутимая поддержка для ребят и, безусловно, для родителей. Кстати, по социальному стандарту на каждого воспитанника ежегодно расходуется 7900 рублей бюджетных денег. Далее. У нас появляется возможность для ребят с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование на дому, организовывать еще и учебные занятия в центре, поскольку вводится комбинированная форма обучения. Это будет способствовать их лучшей социализации, они смогут посещать кабинет лечебной физкультуры, сенсорную комнату, участвовать в проводимых мероприятиях.
Сегодня центру – 25!
В очередной раз в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации г.Пинска я побывала не только для того, чтобы узнать компетентное мнение его директора о новой редакции Кодекса об образовании Республики Беларусь. Был и другой повод, не менее важный: в эти дни центр отмечает свой 25-летний юбилей.
Кслову, сначала он именовался городским диагностико-реабилитационным центром и располагался в доме № 1 по улице Ясной. С 2010 года прописался по новому адресу: улица Рокоссовского, 36, а в январе 2012-го получил нынешнее свое название. Четверть века – не такой большой срок, но за это время достигнуто многое. Приведу лишь пару фактов. Три последних учебных года именно наш центр среди других на Брестчине признавался лучшим, дважды был занесен на Доску почета Пинска. А еще многочисленные дипломы, в том числе из недавних – два первой степени по результатам международного конкурса логопедов «Логопедический стандарт». Не удивительно, что центр выбран Министерством образования Республики Беларусь в качестве экспериментальной площадки для реализации инновационного проекта. Эффективность его деятельности повышается в том числе и благодаря многочисленным шагам, предпринимаемым прежде всего городскими властями для создания универсальной безбарьерной среды на территории центра и в нем самом.
Психолого-медико-педагогическая комиссия: Кирилл охотно отвечает на вопросы учителя-дефектолога Татьяны ЮХНЮК.
В настоящее время здесь функционируют две дошкольные группы и семь классов, в которых по адаптированной программе обучаются 80 детей. Это ребята с самыми тяжелыми диагнозами: как правило, с интеллектуальной недостаточностью плюс еще с 2-3 нарушениями, в частности зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, аутизмом. С ними работают 74 сотрудника – педагоги, психологи, учителя-дефектологи, воспитатели, в том числе дошкольного образования, медики. Профессиональный уровень педагогического коллектива один из высоких в городе. 98% педагогов имеют квалификационную категорию, в том числе 85% – высшую и первую, у 95% – высшее образование. По словам Елены Крысенко, число детей с особенностями психофизического развития ежегодно увеличивается примерно на 100. И дело не только в том, что их больше рождается, но и в том, что с помощью скрининговой диагностики в тесном сотрудничестве центра с детской поликлиникой, домом ребенка такие детки выявляются буквально с ясельного возраста, и для каждого ребенка психолого-медико-педагогическая комиссия на базе центра определяет образовательный маршрут.
В Пинске специальное образование не просто доступно, но и вариативно: кроме центра, два специальных детских сада №№ 6 и 17 для детей с нарушениями соответственно речи и зрения. Плюс большое количество интегрированных, специальных групп и классов, пунктов коррекционно-педагогической помощи в дошкольных учреждениях и школах.
– Очень важно, чтобы дети как можно раньше начали получать комплексную помощь учителей-дефектологов, педагогов-психологов, инструкторов по лечебной физкультуре, медицинских сестер-массажистов, тогда больше шансов исправить ситуацию, – акцентирует внимание Елена Александровна. – Как показывает практика, в этом случае порядка 70% ребят переходят в обычные группы яслей-садов. И в том, что удается добиться таких высоких результатов, безусловно, огромная заслуга и сотрудников центра, который сегодня отмечает свой юбилей. От души поздравляем!
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото автора.