Дом – ненужный, живите кто хотите, или Как в Пинском районе работают с пустующими домами
«Дом свободный, живите кто хотите» – помните такое объявление на домике в деревне Простоквашино, где поселился мальчик дядя Фёдор с котом Матроскиным и собакой Шариком? В мультике все просто, в реальности, конечно, по-другому. Но заполучить домик в деревне по более чем привлекательной цене сегодня вполне возможно. Главное, чтобы было желание вдохнуть в усадьбу вторую жизнь.
Сегодня на селе, в том числе и в Пинском районе, немало домов, которые ждут своих заботливых хозяев. Именно заботливых – тех, кто будет за ними и за прикрепленными к ним приусадебными участками ухаживать, так сказать, использовать по назначению. Потому что немало когда-то добротных родительских хат при живых владельцах и наследниках приходит в запустение. Государство на такое положение дел сквозь пальцы не смотрит. В стране создана и активно действует система работы с пустующими домами.
Сначала обратимся к примерам из судебной практики. Как раз недавно в райисполкоме прошли выездные открытые заседания суда по признанию нескольких домов на территории Бобриковского сельсовета бесхозяйными и выморочными. Как говорится, исполнение государственной задачи в действии.
Признать бесхозяйным…
Вот суть одного из этих гражданских дел. Бобриковский сельский исполнительный комитет заявил в суд о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность сельсовета. Дело рассмотрела председательствующий судья Елена Пашковец при участии заместителя межрайонного прокурора Елены Гордейко.
До этого созданная при райисполкоме комиссия по обследованию состояния жилых домов выявила на территории сельсовета фактически не используемый жилой дом, расположенный в д. Доброславка. Он построен в 1963 году. Установлено, что на придомовой территории не осуществляются предусмотренные законодательством мероприятия по охране земель, не соблюдаются требования по содержанию зданий и территорий, не осуществляется уплата налогов, платежей за коммунальные услуги, электроснабжение, страхование. То есть по факту в доме никто не живет, за ним никто не смотрит, участок пустует, зарос сорняками и кустами. Усадьба губит эстетику и архитектурный облик населенного пункта.
Выяснилось, что его хозяйка умерла в 1996 году. В 2016-м не стало ее сына, который с семьей проживал в доме и фактически принял наследство от матери. И уже давно ни его супруга, ни их дети здесь не живут.
Соблюдая установленную процедуру, сельисполком установил, что лица, имеющие право владения и пользования указанным жилым домом, в течение трех последних лет не проживали в нем ни одного дня; ими не представлены письменные уведомления о намерении использовать его для проживания. Об этом была письменно уведомлена наследница, которая в итоге от недвижимости отказалась, и дом решением сельисполкома был признан пустующим. Информацию об этом внесли в Единый реестр пустующих домов.
Далее последовало заявление в суд о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы – Бобриковского сельсовета. Исследовав материалы дела, суд нашел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
…или выморочным наследством
На другом заседании решалась судьба дома в д. Плоскинь.
После смерти в 1991 году хозяина дома, а в 2013-м его супруги наследственное дело не открывалось, завещание не удостоверялось. Единственная дочь наследство не приняла, в доме не проживала, соответственно, за ним не ухаживала. От нее в сельисполком поступило заявление-отказ от наследственных прав.
– В соответствии со статьей 1039 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать (статья 1038 Кодекса), либо все они отказались от наследства, оно признается выморочным, – комментирует председательствующий судья Елена Пашковец. – Выморочное наследство переходит в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства. Наследство может быть признано судом выморочным на основании заявления органа местного управления и самоуправления по месту открытия наследства по истечении одного года со дня открытия наследства.
Таким образом, изучив материалы дела, суд удовлетворил заявление Бобриковского сельисполкома о признании указанного выше жилого дома выморочным наследством и передаче его в собственность сельсовета.
Мастер-класс для заинтересованных
На открытые заседания были приглашены председатели сельских исполнительных комитетов района. Это стало для них своеобразным мастер-классом по работе с домами, которые брошены хозяевами либо из-за отсутствия у таковых возможностей за ними ухаживать приходят в запустение. Как мы увидели выше на примерах, такая недвижимость по решению суда может перейти в ведение сельисполкомов, которые далее ищут ей новых хозяев либо принимают решение о сносе.
Вопрос, что делать с домом, который, по сути, владельцам или наследникам не нужен, давно перестал быть только семейным.
– Работа с пустующими домами в стране ведется с 2006 года. Ее цель – учесть и сократить количество пустующих домов, тем самым способствовать наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов. Законодательством определены и обязанности собственника следить за своим имуществом, и обязанности местной власти выявлять пустующие дома, вести их учет, эффективно использовать переданные в коммунальную собственность. Сегодня эта непростая деятельность регламентируется Указом Президента от 24 марта 2021 № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами», – говорит начальник юридического отдела райисполкома Виталий Наривончик. – Этот документ упростил порядок отчуждения гражданами принадлежащих им жилых домов в сельских населенных пунктах, которые были построены до 8 мая 2003 года (даты вступления в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»). Нюансы деятельности разъясняет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2021 г. № 547 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116».
Алгоритм в действии
Сегодня алгоритм работы с пустующими домами вкратце такой:
специальная комиссия выявляет на территории района пустующие дома. При этом жилой дом признают пустующим, если его владельцы не жили в нем ни дня в течение последних трех лет, а также не направили в исполком уведомление, что хотят использовать дом для проживания;
после определения дома как неиспользуемого он включается в соответствующий Единый реестр;
включение в реестр позволяет местному исполнительному комитету в судебном порядке признать дом бесхозяйным и принять его в свою коммунальную собственность (примеры судебных заседаний по таким вопросам приведены в материале выше);
далее исполком может продать дом по цене, которая в некоторых случаях может быть снижена до одной базовой величины. Непригодные для проживания дома подлежат сносу, а земельные участки вовлекаются в хозяйственный оборот.
Как это происходит на деле, рассказала председатель Валищенского сельисполкома Тамара Вабищевич.
– В нашем сельсовете шесть населенных пунктов, и в каждом из них мы ежегодно ведем работу по выявлению пустующих домов, – говорит Тамара Степановна. – Комиссия в первую очередь обращает внимание на внешние свидетельства запустения. Если они есть, то беремся за него более тщательно. Сначала разговариваем со старостой деревни, соседями. Если выясняется, что в дом никто не приезжает – это уже первый признак того, что он пустующий. Далее стараемся выявить всех возможных родственников хозяина, начиная с тех, кто здесь родился, их детей и так далее. Потому что вроде как никому дом не нужен, никто за ним не ухаживает, а когда начинаем искать и спрашивать, то претендующие на него вдруг находятся. Если они высказывают намерение оставить дом, готовы навести порядок и поддерживать его в нормальном состоянии, то вопрос снимается. Ведь наша цель – не снести строение, а чтобы усадьба была в порядке, благоустроена. То есть всем, кто имеет отношение к жилью, рассылаем письма с уведомлением. Ждем месяц с момента, когда их получили. Если ответов нет, никто не заявил о желании проживать в доме, следить за ним, выясняем в налоговой, ЖКХ, электросетях и других организациях, есть ли какое-либо движение по этому имуществу, оплачивает ли кто-либо различные услуги и так далее. То есть по крупинкам собираем информацию. Узнаем все возможное, чтобы не было проблем. Это очень кропотливая и затратная по времени работа. Сегодня по Валищенскому сельсовету в реестре состоят 29 пустующих домов. Очень рады, что в 2024-м удалось продать восемь таких усадеб, и у них появились ответственные хозяева.
Как рассказала начальник отдела архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства райисполкома Ольга Янчук, на территории Пинского района работа с пустующими домами ведется постоянно, комиссия при райисполкоме проводит обследование не реже двух раз в год. На 1 января 2025 года в Единый реестр пустующих домов внесено 598 позиций. Из них 345 – актуальные, 253 – неактуальные, то есть дома проданы, снесены либо правообладателями приняты меры по приведению их в порядок. В 2024-м в хозяйственный оборот вовлечено 158 жилых пустующих и признанных выморочным наследством домов, из них снесено 128, продано 30 домов на сумму 50,363 тысячи рублей. Сегодня в районе визуально обследованы все населенные пункты, выявлено 497 жилых домов с признаками пустующих, по домам составлены акты осмотра и сведения внесены в Реестр. Работа в этом направлении продолжается.
Людмила РЕБКОВЕЦ.
Фото иллюстративное из свободных источников.
Александр ЛУКАШЕНКО:
«У нас море вот таких хороших хуторов, деревенек. И в этих деревнях много пустующих усадеб. Надо вот эти пустующие усадьбы, неухоженные участки (а их тысячи гектаров по стране) раздать людям. За копейки. Заплатили чтобы, но не много. Кто-то дачу построит, кто-то детям, кто-то старикам. В пандемию нас спасло то, что мы стариков многих вывезли в деревни. Попросили: ну вывезите! Пусть они весной – летом сидят там. Удалось спасти стариков».
(ноябрь 2020 года.)