6.4 C
Пинск
Среда, 30 апреля, 2025
Пiнскi Веснiк
Общество

Дети дождя, или Каков он мир особенного ребёнка?

Многие, уверена, знают, что детей с синдромом Дауна очень часто называют солнечными. А в курсе ли вы, уважаемые читатели, кто такие ребята с расстройством аутистического спектра? Это дети дождя. Почему? Об этом разговор со специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Пинска.

Дети дождя, или Каков он мир особенного ребёнка?

 Для начала небольшое интервью с учителем Светланой КАСПЕРОВИЧ.

Что же такое аутизм — тяжелый недуг или осо­бенность психического раз­вития человека?

— Это психическое рас­стройство, которое возни­кает в результате наруше­ний развития головного моз­га. Название болезни про­исходит от греческого сло­ва «autos» — сам. То есть ре­бенок находится сам в себе, отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от ре­альности и не может адек­ватно на нее реагировать. Отсюда расстройства речи и моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

Каковы причины тако­го расстройства?

— Сегодня аутизм, навер­ное, смело можно назвать одним из самых странных психических расстройств в детском возрасте. И не толь­ко потому, что таких ребят часто называют странными, а еще и потому, что до сих пор неизвестно, что являет­ся причиной его возникно­вения и что именно наруша­ется у такого ребенка. Суще­ствуют разные теории, но ни одна из них не может цели­ком и полностью объяснить природу данного расстрой­ства, в настоящее время не­излечимого.

Если попробовать на­рисовать портрет ребенка с аутизмом…

— Чтобы понять, что с ним происходит, представь­те себе: все, что вы ощуща­ете, чувствуете, увеличилось или уменьшилось стократно. Легкое прикосновение может вызывать боль или, наобо­рот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки ста­нут пугающими, а речь со­беседника превратится про­сто в мелодию. У таких де­тей много особенностей, но что их действительно отли­чает от других, так это вы­раженные трудности во вза­имодействии с окружающи­ми людьми и миром в це­лом. У ребенка с аутизмом, как правило, сильно иска­жен процесс формирования личности. Он с трудом само­стоятельно идентифицирует себя со своим телом и с еще большим трудом выделяет из окружающего мира, что зна­чительно искажает его взаи­модействие с людьми, а по­рой делает его вообще невоз­можным, поскольку, когда нет «я», непонятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное — зачем?

Давайте подробнее по­говорим о признаках аутиз­ма.

— Их множество. Это неу­мение находить общий язык с другими людьми; исполь­зование игрушек не по на­значению; гиперчувстви­тельность или слабая чув­ствительность к посторон­ним звукам; отсутствие речи или ее слабое развитие; смех или плач без причины; ги­перактивность или пассив­ность; странное отношение к предметам; неумение или нежелание приспосабливать­ся к изменениям; непонима­ние опасных ситуаций. Лю­дей, больных аутизмом, не­обходимо научить общаться и взаимодействовать с дру­гими. Это непростая задача, к ее решению должны под­ключаться и специалисты, и члены семьи.

Дети дождя, или Каков он мир особенного ребёнка?

У каждого свой образовательный маршрут

Скажу откровенно, да­же не предполагала, что аутизм настолько распро­страненное заболевание. Не­много статистики. Еще 30 лет назад один-два его слу­чая приходились на 10 ты­сяч человек, сейчас один ре­бенок с аутизмом рождает­ся на 90-100 малышей. Уче­ные всего мира бьют трево­гу: это больше, чем детей с диабетом, онкологией и син­дромом Дауна вместе взятых!

Вполне объяснимо, что в Кодексе Республики Бела­русь об образовании, всту­пившем в силу с 1 сентя­бря 2022 года, определена новая нозологическая груп­па детей — с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Как сообщила директор центра Елена КРЫСЕНКО, в городе по состоянию на 15 сентября 2022-го прожи­вает 71 такой ребенок. Рабо­та по обучению и воспита­нию данной категории детей системно выстроена в вось­ми учреждениях образова­ния города: в дошкольных учреждениях №№ 9, 33, 44, средних школах №№ 1, 3, 8, 10, для самых тяжелых ка­тегорий — в самом центре. Введены девять ставок тью­торов, которые сопровожда­ют таких ребят.

Налажено межведом­ственное взаимодействие с организациями здравоохра­нения, учреждениями до­школьного и общего сред­него образования по ранне­му выявлению детей с аутиз­мом, — рассказывает Елена Александровна. — Все они проходят психолого-меди­ко-педагогическое обследо­вание в нашем центре, и им определяется дальнейший образовательный маршрут.

Понятно, что высокая распространенность рас­стройств аутистическо­го спектра требует поиска и внедрения оптимальных ме­тодов их диагностики и кор­рекции. И пинские специа­листы, как выяснилось, не остаются в стороне от реше­ния данных вопросов. Так, творческая работа «Форми­рование социокультурных навыков у детей с расстрой­ствами аутистического спек­тра посредством использо­вания полифункциональ­ного коррекционно-разви­вающего комплекса», кото­рую учитель центра Ольга Плешко и воспитатель Ольга Якуш представили на город­ском этапе VIII Республи­канского конкурса «Совре­менные технологии в специ­альном образовании», была отмечена дипломом II сте­пени управления по обра­зованию Пинского горисполкома и похвальным от­зывом главного управления по образованию Брестско­го облисполкома. Электрон­ное пособие представляет собой интерактивный пла­кат, созданный на платфор­ме Untitled genialy. Он вклю­чает в себя виртуальные экс­курсии в местах социаль­но-бытового обслуживания, развивающие игры с муль­тяшным персонажем. По­сле успешного выполнения всех заданий ребенок полу­чает приз. По мнению разра­ботчиков, основные преиму­щества комплекса в том, что с его помощью можно моде­лировать социально-быто­вые ситуации, избегая непо­средственного нахождения в местах большого скопления людей, и готовить ребенка к постепенной интеграции в социум. Смена наглядности, динамичность привлекают внимание детей, и образова­тельный процесс протекает более интенсивно. Совмест­ная деятельность «педагог-ребенок» создает ситуацию доверия и обратной связи, способствует формирова­нию чувства защищенности при общении с окружающим миром, что особенно важно для ребят с расстройствами аутистического спектра.

В эти дни по уже сложив­шейся традиции в учреж­дениях образования города проходят мероприятия, на­правленные на привлече­ние внимания общественно­сти к данной теме и форми­рование толерантного отно­шения к людям с аутизмом. Это информационные часы, этические тренинги, уроки понимания, просмотр филь­мов и мультфильмов по дан­ной тематике. И везде при­сутствует синий цвет — сим­вол людей дождя.

 Как вести себя с людьми с РАС: что делать и чего делать нельзя?

 Советы от педагога-психолога центра Юлии РОМУСИК.

* Будьте готовы к встрече с особенным человеком!

* Наберитесь терпения и будьте дружелюбными. Есть за­блуждение, что люди с РАС всеми силами избегают контактов и не нуждаются в них – это не так. У них есть потребность в общении, просто ведут они себя не так, как мы привыкли.

* Говорите простыми предложениями. Если вы видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснять подробнее или за­давать вопросы – повторите еще раз, попроще. А еще лучше — используйте жесты, отчетливую мимику или картинки.

* Будьте готовы помочь. Новое место может вызвать у человека с РАС острый стресс. Будьте внимательными к нему и спокойными. Но будьте готовы и к тому, что из-за сенсорной перегрузки у него может случиться срыв, ко­торый он не в состоянии контролировать. В такой ситуа­ции не пытайтесь как-то повлиять на него, не кричите и не тащите за руку. Лучше всего помочь ему найти уеди­ненное место, где можно расслабиться и прийти в себя.

* Не повышайте голос и не трогайте человека без разре­шения. Люди с аутизмом очень остро реагируют на внеш­ние раздражители, поэтому одно из основных правил в общении – деликатность.

* Не обижайтесь на то, что вам могут сказать. Люди с аутиз­мом бывают очень прямолинейными. Может даже показать­ся, что они игнорируют правила приличия. Но не забывайте, что у них действительно отсутствуют навыки общения.

* Не указывайте родителям детей с аутизмом, как им се­бя вести.

Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото носит иллюстративный характер.

Оставить комментарий

Похожие новости

НОВАЦИИ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

pv

Радаўніца: Повязь тых, хто быў, ёсць і будзе

pv

Расскажем детям о войне…

pv
ТГ канал