Многие, уверена, знают, что детей с синдромом Дауна очень часто называют солнечными. А в курсе ли вы, уважаемые читатели, кто такие ребята с расстройством аутистического спектра? Это дети дождя. Почему? Об этом разговор со специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Пинска.
Для начала небольшое интервью с учителем Светланой КАСПЕРОВИЧ.
— Что же такое аутизм — тяжелый недуг или особенность психического развития человека?
— Это психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга. Название болезни происходит от греческого слова «autos» — сам. То есть ребенок находится сам в себе, отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда расстройства речи и моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
— Каковы причины такого расстройства?
— Сегодня аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых странных психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких ребят часто называют странными, а еще и потому, что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства, в настоящее время неизлечимого.
— Если попробовать нарисовать портрет ребенка с аутизмом…
— Чтобы понять, что с ним происходит, представьте себе: все, что вы ощущаете, чувствуете, увеличилось или уменьшилось стократно. Легкое прикосновение может вызывать боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. У таких детей много особенностей, но что их действительно отличает от других, так это выраженные трудности во взаимодействии с окружающими людьми и миром в целом. У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и с еще большим трудом выделяет из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с людьми, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я», непонятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное — зачем?
— Давайте подробнее поговорим о признаках аутизма.
— Их множество. Это неумение находить общий язык с другими людьми; использование игрушек не по назначению; гиперчувствительность или слабая чувствительность к посторонним звукам; отсутствие речи или ее слабое развитие; смех или плач без причины; гиперактивность или пассивность; странное отношение к предметам; неумение или нежелание приспосабливаться к изменениям; непонимание опасных ситуаций. Людей, больных аутизмом, необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими. Это непростая задача, к ее решению должны подключаться и специалисты, и члены семьи.
У каждого свой образовательный маршрут
Скажу откровенно, даже не предполагала, что аутизм настолько распространенное заболевание. Немного статистики. Еще 30 лет назад один-два его случая приходились на 10 тысяч человек, сейчас один ребенок с аутизмом рождается на 90-100 малышей. Ученые всего мира бьют тревогу: это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых!
Вполне объяснимо, что в Кодексе Республики Беларусь об образовании, вступившем в силу с 1 сентября 2022 года, определена новая нозологическая группа детей — с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Как сообщила директор центра Елена КРЫСЕНКО, в городе по состоянию на 15 сентября 2022-го проживает 71 такой ребенок. Работа по обучению и воспитанию данной категории детей системно выстроена в восьми учреждениях образования города: в дошкольных учреждениях №№ 9, 33, 44, средних школах №№ 1, 3, 8, 10, для самых тяжелых категорий — в самом центре. Введены девять ставок тьюторов, которые сопровождают таких ребят.
— Налажено межведомственное взаимодействие с организациями здравоохранения, учреждениями дошкольного и общего среднего образования по раннему выявлению детей с аутизмом, — рассказывает Елена Александровна. — Все они проходят психолого-медико-педагогическое обследование в нашем центре, и им определяется дальнейший образовательный маршрут.
Понятно, что высокая распространенность расстройств аутистического спектра требует поиска и внедрения оптимальных методов их диагностики и коррекции. И пинские специалисты, как выяснилось, не остаются в стороне от решения данных вопросов. Так, творческая работа «Формирование социокультурных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра посредством использования полифункционального коррекционно-развивающего комплекса», которую учитель центра Ольга Плешко и воспитатель Ольга Якуш представили на городском этапе VIII Республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании», была отмечена дипломом II степени управления по образованию Пинского горисполкома и похвальным отзывом главного управления по образованию Брестского облисполкома. Электронное пособие представляет собой интерактивный плакат, созданный на платформе Untitled genialy. Он включает в себя виртуальные экскурсии в местах социально-бытового обслуживания, развивающие игры с мультяшным персонажем. После успешного выполнения всех заданий ребенок получает приз. По мнению разработчиков, основные преимущества комплекса в том, что с его помощью можно моделировать социально-бытовые ситуации, избегая непосредственного нахождения в местах большого скопления людей, и готовить ребенка к постепенной интеграции в социум. Смена наглядности, динамичность привлекают внимание детей, и образовательный процесс протекает более интенсивно. Совместная деятельность «педагог-ребенок» создает ситуацию доверия и обратной связи, способствует формированию чувства защищенности при общении с окружающим миром, что особенно важно для ребят с расстройствами аутистического спектра.
В эти дни по уже сложившейся традиции в учреждениях образования города проходят мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к данной теме и формирование толерантного отношения к людям с аутизмом. Это информационные часы, этические тренинги, уроки понимания, просмотр фильмов и мультфильмов по данной тематике. И везде присутствует синий цвет — символ людей дождя.
Как вести себя с людьми с РАС: что делать и чего делать нельзя?
Советы от педагога-психолога центра Юлии РОМУСИК.
* Будьте готовы к встрече с особенным человеком!
* Наберитесь терпения и будьте дружелюбными. Есть заблуждение, что люди с РАС всеми силами избегают контактов и не нуждаются в них – это не так. У них есть потребность в общении, просто ведут они себя не так, как мы привыкли.
* Говорите простыми предложениями. Если вы видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснять подробнее или задавать вопросы – повторите еще раз, попроще. А еще лучше — используйте жесты, отчетливую мимику или картинки.
* Будьте готовы помочь. Новое место может вызвать у человека с РАС острый стресс. Будьте внимательными к нему и спокойными. Но будьте готовы и к тому, что из-за сенсорной перегрузки у него может случиться срыв, который он не в состоянии контролировать. В такой ситуации не пытайтесь как-то повлиять на него, не кричите и не тащите за руку. Лучше всего помочь ему найти уединенное место, где можно расслабиться и прийти в себя.
* Не повышайте голос и не трогайте человека без разрешения. Люди с аутизмом очень остро реагируют на внешние раздражители, поэтому одно из основных правил в общении – деликатность.
* Не обижайтесь на то, что вам могут сказать. Люди с аутизмом бывают очень прямолинейными. Может даже показаться, что они игнорируют правила приличия. Но не забывайте, что у них действительно отсутствуют навыки общения.
* Не указывайте родителям детей с аутизмом, как им себя вести.
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото носит иллюстративный характер.