– Андрей Иванович, прежде всего позвольте поздравить Министерство образования, учителей, учеников и родителей с недавними блестящими победами белорусских детей на международных олимпиадах по школьным предметам. Наши ребята, не в пример некоторым взрослым, услышали призыв Президента “работать, работать и забыть про санкции”.
– Это действительно наш общий успех. Несмотря на санкционное давление и препоны, которые чинят нашим школьникам, чтобы они не выезжали на международные олимпиады, с начала нынешнего олимпиадного сезона юные белорусы демонстрируют великолепные результаты.
С Европейской географической олимпиады в Сербии EGEO-2024 наши дети привезли целую россыпь наград: три золотые, серебряная и бронзовая медали. На Международной научной физической олимпиаде ISPhO в российском Ханты-Мансийске белорусы в острой борьбе обошли представителей 18 стран и заняли общекомандное первое место. В личном зачете у наших ребят одна золотая и четыре серебряные медали.
На Международной Менделеевской олимпиаде по химии в китайском Шэньчжэне, где участвовали представители 21 страны, школьники из Беларуси завоевали семь наград. Причем отличились не только столичные ребята, но и юные химики из Речицы, Молодечно, Витебска.
Мы вправе гордиться большим успехом на 65-й Международной математической олимпиаде в Великобритании. Юные белорусы завоевали пять золотых и две бронзовые медали, заняв пятое место в общекомандном зачете среди 109 стран.
Участившиеся победы на международных соревнованиях подтверждают высокий уровень отечественного образования. Чтобы поддержать этот тренд, с начала учебного года министерство вводит круглогодичный цикл заочных олимпиад по семи естественнонаучным дисциплинам. В каникулы будем проводить очные сборы, чтобы ребята со всех уголков Беларуси могли поучиться друг у друга и у лучших педагогов страны. Убежден, что дистанционные состязания в сочетании с очными сборами и интенсивами – идеальные условия для одаренных детей.
– Олимпиадное движение будет развиваться в тесной связке с Национальным детским технопарком?
“Министерство вводит круглогодичный цикл заочных олимпиад по семи естественнонаучным дисциплинам”.
К слову, сегодня мы полностью изменили парадигму выбора научных тем и проектов для воспитанников технопарка. Вместо того чтобы “делать, что интересно”, а потом безуспешно пытаться это внедрить, мы подписали дорожные карты с шестью профильными министерствами и за каждым закрепили по одной или несколько из 15 лабораторий. Теперь ребята трудятся под заказ, что облегчает не только апробацию проектов, но и их материально-техническое обеспечение.
– Нужно ли, по-вашему, увеличивать количество воспитанников Национального детского технопарка?
– Пока не видим необходимости расширять набор: 150 ребят в смену вполне достаточно. Предпочитаем увеличивать профилизацию и в рамках действующих пятнадцати направлений, изыскиваем дополнительные специализации. К примеру, Министерство здравоохранения предложило ряд программ по фармацевтике и биотехнологиям.
На таких перспективных направлениях, как беспилотные летательные аппараты и космические комплексы, также наблюдаются позитивные сдвиги. С недавних соревнований по пилотированию БПЛА на Сахалине наши ребята вернулись с весомым грузом наград.
Вместе с коллегами из Российской Федерации прорабатываем технологию подготовки специалистов по проектированию беспилотных летательных систем. Курс обучения на первой ступени высшего образования будет включать в себя вопросы программирования, управления, функциональной нагрузки и изготовления летательных аппаратов.
– Встречаясь в феврале с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, Президент поставил задачу превзойти себя, чтобы нормально конкурировать и выжить. Что предпринимает министерство с целью дальнейшего роста?
– В Год качества поставили перед собой достаточно масштабные цели. При этом руководствуемся принципами, которые неоднократно озвучивал глава государства: высокое качество образования, его доступность и справедливые равные условия для всех, вне зависимости от места проживания молодых людей.
Утверждена Программа развития школьного образования на 2024-2025 годы. Подчеркну, речь идет о конкретном, что необходимо сделать здесь и сейчас.
На уровне правительства утверждена Программа развития профессионально-технического и среднего специального образования. В Совет Министров направили План мероприятий по развитию высшей школы на 2024-2025 годы. В нем максимально полно учтены тезисы Президента на февральском совещании с членами Республиканского совета ректоров. К сентябрю завершим разработку Программы развития специального образования по адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития.
– Если можно, об этом подробнее: на каких принципах оно будет функционировать?
– Нам необходимо вывести работу с такими детьми на принципиально новый уровень, чтобы не только удовлетворить образовательные потребности “особых ребятишек”, но и грамотно выстроить их дальнейшее жизнеустройство.
До конца календарного года планируем переформатировать нормативно-правовую базу инклюзивного образования. Некоторые инструкции не обновлялись по пять-десять лет. Разработали новый План научно-методического обеспечения специального образования с целью стопроцентного охвата детей с особенностями психофизического развития.
Необходимо улучшить работу психолого-медико-педагогической комиссии, которая определяет образовательный маршрут ребенка, а фактически его дальнейшую судьбу. От того, насколько корректно педагоги, медики, социальные службы проведут эту работу, зависит, какую путевку в жизнь получит ребенок, как сложится судьба его семьи.
– Но помочь выстроить жизненный маршрут очень важно и для обычных детей. Чтобы человек, став взрослым, был на своем месте и занимался любимым делом.
– Сфера профессионально-технического образования динамичнее всех развивается и быстрее других реагирует на переменчивые потребности производства. Каждый год мы приостанавливаем или прекращаем подготовку по сотне рабочих специальностей и примерно по стольким же вводим или возобновляем.
“Речь идет о конкретном, что необходимо сделать здесь и сейчас”.
Сегодня в колледжах осуществляется подготовка по тремстам специализациям профессионально-технического образования. Учащийся получает две-три смежные рабочие профессии. По двумстам направлениям среднего специального образования, помимо квалификации специалиста, выпускнику присваивают рабочий разряд. По сравнению с прошлогодним планом приема количество мест для обладателей аттестата о среднем образовании не сократилось, а для девятиклассников увеличилось – из-за востребованных экономикой специальностей.
Стараемся донести до школьников и родителей информацию о преимуществах профессионального образования на базе девяти классов. Вместо двух школьных лет ребята осваивают обязательную программу общего среднего образования за год. В результате остается больше времени на глубокое погружение в профессию.
В колледжи у нас принимают без вступительных экзаменов. Зачисление абитуриентов осуществляется по конкурсу на основе среднего балла документа об образовании. При этом проходной балл постоянно растет и по целому ряду направлений уровень поступающих в колледжи не ниже, а то и выше абитуриентов вузов.
– Кстати, как оцениваете результаты нынешней вступительной кампании?
– Принципиальные решения по ужесточению требований к целевикам позитивно сказались на качестве набора. Несмотря на то что для них теперь установлен нижний порог в аттестате семь баллов и введен обязательный конкурс по каждому заказчику кадров, набрали их на тысячу больше, чем в прошлом году. Сегодня по стране более 4,5 тысячи первокурсников-целевиков. По ряду специальностей они сильнее бюджетников, и у них выше уровень мотивации.
В целом ряде наших крупнейших университетов повысились проходные баллы. Это говорит о том, что молодые люди целенаправленно и осознанно идут в конкретный вуз. Нет уже этой суеты и беготни с переброской документов. Мы воспринимаем это как добрый знак. Мотивированные студенты с большей вероятностью станут высококлассными специалистами, и это хорошо и для них, и для страны.
“Сегодня по стране более 4,5 тысячи первокурсников-целевиков”.
Здесь еще хватает нерешенных проблем. В частности, повышение престижа аграрных профессий. По статистике, 86 % молодежи живет в городе и только 14 % на селе. Как мотивировать городских жителей выбрать сельскохозяйственную профессию и после учебы переехать в сельскую местность – это, говоря школьным языком, задача со звездочкой, и решать ее надо всем миром, комплексно.
– Главной проблемой системы высшего образования Президент назвал разрыв между спросом и предложением на рынке труда.
– Совместно с Министерством труда и социальной защиты, другими профильными министерствами делаем все, чтобы данную проблему решить. Уже в этом календарном году приведем в соответствие образовательные и профессиональные стандарты по всем вузовским специальностям. Навыки и требования, прописанные в каждом профстандарте, будут перенесены в соответствующий образовательный стандарт. Такая наша принципиальная позиция: готовить специалистов строго под заказ конкретных министерств. У нас нет учебы ради учебы.
В нынешнюю вступительную кампанию уже не вели набор по 24 специальностям, не являвшимся профильными для конкретных вузов. В будущем году такая оптимизация коснется еще 74 специальностей. И это опять-таки наша принципиальная позиция. Нет смысла вкладывать колоссальные средства и труд в подготовку специалистов “широчайшего профиля”.
Работу проводим системно и по-умному: анализируем деятельность каждого университета, кадровое и материально-техническое обеспечение подготовки по “непрофильным” специальностям. Изучаем мнения заказчиков о профессиональных качествах выпускников конкретных вузов. Результаты оцифровываем и получаем ясное представление о том, какие вузы и специальности нуждаются в оптимизации и в какие сроки выполним поставленные Президентом и временем задачи.
Выпускники со средним специальным образованием пришли в университеты учиться по сокращенной форме. Подчеркну: ни в коей мере не ставится задача формально срезать сроки обучения. Но надо избежать дублирования одних и тех же дисциплин и курсов на двух уровнях образования, чтобы специалист без ущерба для знаний быстрее выходил на рынок труда. Это и есть тот самый резерв для оптимизации. На дневной форме с сокращенным сроком обучения максимальная продолжительность составит два с половиной года, на заочной – три года.
– Еще одна важнейшая задача, которую поставил Президент, – подготовить достойную смену для нынешнего профессорско-преподавательского состава.
– Воспроизводство кадров высшей научной квалификации – жизненно важный вопрос для вузов страны.
Сейчас отрабатываются конкретные меры по привлечению молодежи в науку, в преподавательскую деятельность. Планируется, что молодые сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава будут получать солидную надбавку к заработной плате за своевременную защиту кандидатской или докторской диссертации. Механизм прописан достаточно четко: скажем, если молодой преподаватель до 30 лет не защитил кандидатскую диссертацию, надбавку снимают; в случае успешной защиты он станет получать эти деньги до 35-40 лет. Примерно такой же механизм будет действовать и в отношении докторской диссертации.
Подобными стимулирующими мерами мы сможем придать новый импульс омоложению профессорско-преподавательского состава. Тем не менее я убежден, что наука – это призвание.
– В минувшем году в стране впервые проводилось национальное исследование качества образования (НИКО), где оценивалась функциональная грамотность учащихся. Готовы ли сегодняшние дети к взрослой жизни? Способны ли они решать реальные проблемы с использованием знаний и умений, полученных в школе?
– К национальному исследованию готовились загодя, учителя отрабатывали новые методики обучения. Важно понимать, что этот тест, который теперь будет проводиться раз в два года, не заменяет качественную систематическую оценку образовательных достижений.
Мы не выделяем функциональную грамотность в отдельный вид, а идем по пути инкорпорирования ее элементов в учебники и контрольные работы. Она должна стать неотъемлемой частью знаний по любым предметам. Сегодня привычным делом для учащихся является репетиционное тестирование. Заглядывая вперед, можем с уверенностью сказать, что таким же обычным станет репетиционное исследование по функциональной грамотности в промежутках между национальным исследованием. Убежден, что эта система облегчит социализацию молодых людей.
“Воспроизводство кадров высшей научной квалификации – жизненно важный вопрос для вузов страны”.
– Президент неоднократно подчеркивал, что насущной задачей является раннее погружение учащихся в осознанный выбор профессии.
– Два года назад мы вернули в 8-й и 9-й классы допрофильную подготовку, постановлением Совета Министров закрепили пять направлений, по которым выпускники получили возможность поступать в вузы без экзаменов. Это педагогические, инженерные, аграрные, спортивно-педагогические и военно-патриотические классы. Сегодня уже полностью переработали для них учебные программы.
Скажем, для инженерных классов ее приняли лишь в прошлом году, но уже сегодня видим, насколько она востребована и какие изменения необходимы. Речь идет о достаточно глубокой профилизации. К базовому компоненту, единому для всех инженерных классов, добавляется вариативный в зависимости от конкретной специализации, будь то робототехника или технология пищевой, легкой, нефтегазохимической промышленности.
С нового учебного года каждый профильный класс будет закреплен за конкретным вузом. Раз в месяц предусмотрено обязательное практическое занятие – в вузовской лаборатории, на предприятии реального сектора экономики или на базе воинской части. Должен заметить, выпускники профильных классов более успешно сдают централизованные тесты и экзамены, осознанно выбирают профессию.
– Учебные пособия – инструмент не только образования, но и воспитания. Реально ли в каждый учебник, будь то по физике или английскому языку, заложить патриотический, воспитательный потенциал?
– На одном из совещаний глава государства Александр Лукашенко сравнил учебник с иконой и призвал соответственным образом подходить к их обновлению.
Сегодня гриф “К изданию” не присваивается до тех пор, пока учебное пособие не получит от трех до пяти профессиональных отзывов. При переиздании капитально перерабатывается не только текст, но и иллюстративный материал, проверочные вопросы. Особый акцент на патриотической составляющей. К примеру, зачем в учебнике по английскому языку текст о Лондоне, если можно заменить его на аналогичный о Минске? Мы же хотим, чтобы наши дети рассказывали гостям о своей стране, а не расхваливали чужую.
Подобный подход мы практикуем и в учебниках по естественнонаучным дисциплинам. Стремимся прививать детям гордость за нашу страну, ее достижения в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере.
– Подготовка школ к новому учебному году всегда на особом контроле у Президента. На их ремонт в нынешнем году направили в полтора-два раза больше средств, чем в прошлом. С чем это связано?
“Простой сельский учитель показал себя человеком с большой буквы”.
Принципиально изменился сам алгоритм подготовки школ к новому учебному году. Проверки состояния школьных зданий проходят теперь с февраля по апрель. К началу мая каждой школе выдается предписание об устранении выявленных недостатков. И это отнюдь не свидетельство плачевного состояния школ. Растут требования к безопасности и комфорту детей, школы обзаводятся современными спортивными комплексами, модернизируют пищеблоки, переоснащают кабинеты физики, химии, биологии, в которых проводится большое количество практических занятий.
– Учитель-гражданин, патриот своей страны – центральная фигура в образовательном процессе. Как заботится министерство о его профессиональном росте?
– Подчеркну, учитель-патриот – опора белорусской государственности. Серьезно занимаемся профессиональным развитием педагогов, но сейчас скажу только о конкурсе “Учитель года”. Министерство образования проводит его раз в три года. Думаем о том, как повысить уровень конкурса. Убеждены, что региональные финалисты и победители должны активнее проявлять себя на всех его этапах, чаще встречаться с коллегами для обмена опытом, быть лидерами мнений.
Вот как “Учитель года – 2023” Сергей Михайлович Шаминский из Довской средней школы Рогачевского района. Он одним из первых пришел на помощь в ликвидации последствий июльской стихии. Простой сельский учитель по черчению и изобразительному искусству показал себя человеком с большой буквы, гражданином и патриотом своей страны.
– Говорят, снимается художественный фильм об учителе?
– Спасибо Президенту за поддержку этой идеи.
На первом этапе нам прислали 15 сценариев, из них отобрали три, затем произвели окончательный отбор. В помощь сценаристам сформировали группу педагогов-консультантов. Действие будет разыгрываться в обыкновенной, без прикрас сельской школе.
Основная сюжетная линия картины – становление молодого специалиста. Хотелось бы показать, как непросто завоевывается авторитет классного руководителя и что взаимовыручка порой важнее, чем царица наук – математика. Очень надеюсь, что получится интересно и первый фильм о школе и учителях суверенной Беларуси станет хитом кинопроката.
– Андрей Иванович, какие слова хотите сказать всем, кто учит и учится, в канун нового учебного года?
– Педагогам хотел бы пожелать любить свою профессию и детей. Щедро одаривать их не только знаниями, но и душевной теплотой, заботой и вниманием, чтобы они выросли настоящими людьми, достойными гражданами нашей Беларуси. А тем, кто овладевает знаниями, – успехов в этом непростом деле, удачного выбора профессии и жизненного пути.
Наше досье
ИВАНЕЦ Андрей Иванович. Родился в 1984 году в Минске. Окончил химфак БГУ. Трудился в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси. С 2016-го – заместитель директора института, с 2019 года – главный ученый секретарь НАН Беларуси. Являлся председателем Совета молодых ученых Академии наук.
С февраля 2022 года – министр образования Беларуси.
Член-корреспондент НАН. Доктор химических наук, профессор. Автор более 350 научных работ. Лауреат президентской стипендии аспирантам и талантливым молодым ученым, стипендиат Всемирной федерации ученых.
| Беседовала Екатерина ДУБИНСКАЯ (специально для “Беларускай думкі”).