Его полное имя Ицхак-Меер бен Цви Южук. Но здесь, на пинском Полесье, все зовут его дядей Мишей. Такое имя дал юному автоматчику ротный старшина, которому было непривычно имя «Ицхак», и с этим именем прошла армейская служба и послевоенная жизнь в Пинске. А до этого было счастливое детство в дружной семье и озорная юность в родном Погосте, прерванная войной…
Краткая биография нашего выдающегося земляка
Ицхак Южук родился 15 октября 1925 года в местечке Погост-Загородский Пинского повета Полесского воеводства, входившего в состав Польши. Отец – Сруль-Гирш Южук работал слесарем-жестянщиком, мама Малка Южук (урожденная Гольдман) – была лучшей в округе портнихой. В семье воспитывалось пятеро детей. Старшим был Борух, затем близнецы Ицхак-Меер и Рувен, Давид и Двейра. Ицхак учился сначала в польской начальной, а потом (с сентября 1939 года) в советской семилетней школе. Окончить ее помешала Великая Отечественная война.
В 1941 году с братьями Борухом и Рувеном попал в Ганцевичский рабочий лагерь для евреев, из которого им удалось бежать в августе 1942 года. Боролся с фашистами в составе партизанских отрядов имени Л.М. Кагановича, Г.К. Орджоникидзе бригады имени В.В. Куйбышева Пинского партизанского соединения. Участвовал в партизанском параде в Пинске 21 июля 1944 года.
Будучи младшим сержантом, сражался с врагом в составе 215-го армейского стрелкового полка 61-й армии 1-го Белорусского фронта.
В феврале 1945 года получил боевое ранение у д. Руссендорф в Германии. Выздоровев, продолжил службу командиром отделения в отдельном учебном стрелковом батальоне 260 сд, затем механиком-водителем в танковом полку. Участвовал в охране Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками,
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1995 году Посольство Республики Беларусь совместно с Союзом партизан и повстанцев гетто в Израиле вручило Ицхаку Южуку удостоверение заслуженного воина-партизана Второй мировой войны. В этом же году Указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина он награжден медалью Жукова.
В 1948-1958 годах жил и работал в Пинске. Здесь женился на Хае (Ане), урожденной Шефтлиной, с которой вырастил троих детей – дочь Раю, сыновей Цви и Эли.
В 1958 году выехал в Польшу, затем в 1959-м эмигрировал в Израиль.
В настоящее время Ицхак Южук живет в городе Ришон-ле-Цион (Израиль). Отойдя от руководства в семейном бизнесе, он уже более тридцати лет жизни посвятил делу увековечения памяти своих родных, друзей, соплеменников еврейской национальности, погибших от рук нацистских преступников в годы Великой Отечественной войны.
Даровано выжить
В 2002 году в Пинске вышла книга воспоминаний Ицхака и Рувена Южуков «Даровано выжить. Годы и судьбы». Позже, в 2011 году, Ицхак Южук представил на суд читателя еще одну творческую работу – книгу «Урок памяти». Это автобиография, в которой читателю позволено заглянуть в потаенные уголки души героя. Реальная история и мужественного человека с большим любящим сердцем.
Большая часть страниц книги посвящена жизни в родном Погосте-Загородском и событиям войны.
Из детских воспоминаний автора узнаем интересные факты, к примеру, о профессиях погощан. Так дедушка Ицхака Ейна Гольдман работал извозчиком, мама Малка была лучшей портнихой, которая шила модные платья, в том числе и для дам из княжеской семьи. В Погосте было много мастерских, работой которых интересовался юный Ицхак. Опыт и знания погостских ремесленников очень пригодились в жизни, а главным учителем для сына стал отец – Гирш Южук. Он был отличным слесарем-жестянщиком, и вообще, как вспоминает Ицхак Гершевич, мастером на все руки. Видя интерес и способности сына, отец хотел, чтобы тот продолжил обучение в технической школе. Но этому помешала война.
Жизнь в Пинске
Уже в послевоенном Пинске основным местом работы Ицхка Южука станет жестяной цех артели «Красный металлист» (позже литейно-механический завод). Он был бригадиром, председателем кассы взаимопомощи, секретарем комсомольской организации. Но всегда любил настоящую работу в цеху, предпочитая ее участию во всяческих собраниях, за что имел иной раз проблемы с начальством. Высокий профессионализм все же брал верх. Имя Ицхака Южука было занесено в Книгу почета завода, его не раз награждали Грамотами и Благодарностями, однажды даже подарили мотоцикл от завода, на котором он справлялся по делам. Члены артели «Красный металист» шефствовали над 5-й семилетней школой города Пинска, в которой много внимания уделялось вопросам политехнизации.
История хранит публикацию «З дапамогай шэфаў» в городской газете «Пінская праўда» от 1 июля 1955 года. Вот цитата из нее:
«Брыгадзір бляшанага цэха арцелі «Чырвоны металіст» Міхаіл Георгіевіч Южук пазнаёміўся з вучнямі і прыступіў да выкладання матэрыялу. Дэманструючы тонкі ліст сталі, ён расказаў, дзе прымяняецца гэты метал, якія яго ўласцівасці і метады апрацоўкі.
Пяцікласнікі з увагай слухалі новага выкладчыка. Для іх усё гэта было цікава – тэма ўрока, настаўнік у простай рабочай спецоўцы, майстэрня з доўгім сталом уздоўж сцен, розныя інструменты, змешчаныя ў спецыяльных гнёздах.
У ходзе ўрока Міхаіл Георгіевіч умела звяртае ўвагу навучэнцаў на самыя, здавалася б, звычайныя, жыццёвыя рэчы. Ён расказвае аб сваёй прафесіі, знаёміць рэбят с рознымі прыборамі і інструментамі. Дзеці не толькі слухаюць, але і прымаюць жывы ўдзел у гутарцы, задаюць пытанні, выказваюць жаданне неадкладна прыступіць да практычных заняткаў.
– Паспееце, дзеці, не спяшайцеся, – супакойвае Южук нецярплівых.»
Покидая место работы перед отъездом в Польшу, бригадир оставил семь рационализаторских предложений. Воплощены в жизнь они были частично, потому что вскоре жестяной цех закрылся из-за невыполнения плана. Директор посетовал: «Что поделать, нет Мишиных рук!».
Брат Рувен, прошедший войну, жил в Израиле и настойчиво звал Ицхака к себе. В 1958 году семья Южуков выехала в Польшу, а через год – в Израиль.
По приезде в «землю обетованную» Ицхаку Южуку повезло успешно работать также жестянщиком в частной мастерской. Потом вместе с сыновьями, которые закончили техническую школу, трудился в мастерской собственной, устанавливая вентиляционные системы на многих предприятиях. На пенсию Ицхак Южук ушел в 80 лет, передав дело сыну Эли.
Выполняя наказ дорогой супруги
Сорок лет рядом с ним, заботясь о семье, была дорогая и любимая его жена Хая. Неожиданно для всех, после непродолжительной болезни ее не стало в 1988 году. «Я не знал, что со мной, – вспоминает то время в книге Ицхак Южук. – Боль, страшная боль утраты пронзила сердце, мозг и все мое существо. Почему моя Аня?! Мой добрый ангел! Почему она, та, что теплом своего доброго и щедрого сердца согревала всю нашу семью?! »
Аня Южук, которая маленькой девочкой тоже познала ужасы жизни в гетто на Смоленщине и по счастливой случайности спаслась от расстрела, всегда мечтала посетить родные места, говорила об увековечивании памяти о близких и других невинных жертвах фашизма. Все это муж принял как наказ дорогой супруги и исполнял теперь сам, конечно, с помощью единомышленников.
«И вы стали для меня семьей» – так всегда говорит Ицхак Гершевич о тех, кто традиционно собирается в Погосте-Загородском, чтобы почтить память сотен погибших от рук фашистов жителей местечка еврейской национальности. Это представители Пинской еврейской общины, Загородского сельисполкома, горожане и сельчане, с кем встретился и подружился Михаил Южук во время поисков, установки памятников, написания своих книг.
Пока позволял возраст и силы, дядя Миша всегда стремился приехать на родину, посещал места гибели своих родных, односельчан и многих других соплеменников. О событиях времен войны, невинных жертвах Холокоста свидетельствуют памятники, установка которых стала делом жизни нашего выдающегося земляка.
Одна из могил находится возле бывшего еврейского кладбища за деревней Камень. Теперь здесь шумит сосновая лесопосадка. Под сенью деревьев покоятся 130 евреев-мужчин и шесть советских активистов, расстрелянных гитлеровцами 10 августа 1941 года. Среди них отец Михаила – Гирш Южук. Подобные смертельные акции по уничтожению взрослых мужчин и мальчиков от четырнадцати лет нацисты учиняли, чтобы предотвратить сопротивление людей на оккупированной территории. «Никто не видел, как погиб весь цвет еврейской общины Погоста, никто не слышал их предсмертных слов…» – пишет Ицхак Южук в своей книге «Урок памяти».
Рядом с отцом мог быть и он сам, но вместе с другими детьми им удалось спрятаться. Чуть позже старшего брата Боруха отправят в ганцевичский рабочий лагерь для евреев, потом туда же попадут и Ицхак с братом-близнецом Рувеном. А 14 августа 1942 года им в числе немногих других узников удастся оттуда бежать. Бежать навстречу страшной вести о расстреле Погостского гетто…
За ночь беглецы преодолели шесть десятков километров и без карты и компаса добрались до знакомого лесочка близ соседней Погосту деревни Борки. Ждали ночи, чтобы увидеться с родными, но этому не суждено было сбыться.
Сейчас в лесопосадке близ деревни Вяз находится памятник на месте расстрела более шестисот узников Погостского гетто. Здесь 15 августа 1942 года погибли и мама Михаила Южука Малка, братик Давид восьми лет, шестилетняя сестренка Двейра и бабушка Хана. Памятник поставлен стараниями Ицхака Южука. Сюда же в 1997 году были перенесены останки со старого еврейского кладбища за деревней Камень.
В урочище Волчий лес около деревни Борки в 1994 году с помощью лесника Степана Ребковца Михаил Южук отыскал место гибели шестерых своих соплеменников. С ними вместе блуждали они по лесам в поисках партизан и попали в немецкую засаду. В этом труднодоступном лесном уголке тоже установлен памятник, за которым до конца жизни ухаживали все тот же Степан Ребковец с женой, а теперь и его сын Василий.
Есть еще не одно памятное место, куда стремится душа Ицхака Гершевича, где он по традиции кладет камешек и читает еврейскую поминальную молитву кадиш. Среди них и могила 27 молодых людей, которые спрятались в подвале во время ликвидации гетто и этим продлили себе жизнь. Пусть всего на два дня… Памятный знак установлен во дворе на окраине Погоста-Загородского в 1990-м году. Он посвящен и памяти жены Ицхака – Ани.
В том же 2015 году его стараниями в Погосте-Загородском появился еще один памятный знак – валун с соответствующей надписью на месте бывшего здесь во время Великой Отечественной войны еврейского гетто.
100 лет!
Сегодня дядя Миша отмечает 100-летний юбилей. За свой век он пережил много трагического, но его сердце не ожесточилось, не очерствело, он сохраняет задор молодости и чистоту души. Главным делом Ицхака Южука стало увековечение памяти жертв Холокоста, который он видел собственными глазами, в котором потерял семью. Он никогда не считал эту деятельность завершенной и на вопрос, откуда берет силы и энергию, всегда отвечает: «Поэтому я жив, поэтому я молод».
Каждый его приезд, каждая встреча или знакомство его биографией – это урок памяти, урок мужества, совести и любви.
С юбилеем, дядя Миша! Спасибо Вам за сохранение памяти, за пример всем нам! Здоровья Вам, благополучия, тепла в кругу родных и друзей!
Людмила РЕБКОВЕЦ.
Иллюстрации: фото автора из архива 2017 года, а также страницы книги «Урок памяти».