Случалось ли вам отвлекаться, читая книгу? Думаю, со многими такое бывало, особенно в школе, когда нужно было прочесть к уроку какое-либо произведение, а оно «не шло», было неинтересно, а мысли витали там, где ожидали друзья и дворовые приключения. Совсем другая причина «улета» была у героя этой статьи – его фантазия с любой точки сюжета то и дело рисовала другие варианты развития событий, а вне читаемых книг с нуля создавала свои собственные удивительные истории. И однажды он почувствовал острое желание записывать их. Знакомьтесь, даже если вы уже знали этого человека раньше, – писатель-фантаст Артём Шикеля.
Артём Шикеля родился и живет в Пинске, окончил гимназию №1, Пинский колледж УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», Брестский государственный педагогический университет имени А.С. Пушкина, сейчас учится в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Несколько лет он был первым секретарем Пинского районного комитета ОО «БРСМ», а с недавних пор работает заместителем директора по идеологической работе ОАО «Охово». Этого общительного и грамотного молодого человека мы также знаем как ведущего районных праздников. И лишь в узком кругу близких, друзей и почитателей словесного творчества он известен как писатель, работающий в жанре фантастики. Артём согласился открыть большой аудитории «ПВ» эту сторону жизни, признавшись, что раньше никогда всерьез не занимался продвижением своего литературного «я».
– Но и начинающим автором тебя нельзя назвать, ведь ты пишешь еще со школы и у тебя уже есть целая книга, экземпляр которой хранится в Президентской библиотеке. С чего все начиналось?
– С детства. Сколько себя помню, я все время что-то придумывал, фантазировал, истории сами слагались в моей голове. В начальных классах начал писать стихотворения. Думаю, все, кто так или иначе неравнодушен к литературе, начинал с них. С удовольствием и много читал, всю школьную программу и не только. А когда познакомился с фантастикой, фэнтэзи, очень увлекся ими. Из первых и любимых – «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Фауст» Гёте, «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса, затем серия книг «S.T.A.L.K.E.R», «Метро», которыми тогда зачитывались мальчишки. Любил додумывать линии, перестраивать сюжеты. Придумывал свои истории. Постоянно, много и детально. В какой-то момент, примерно в одиннадцатом классе, мыслей накопилось столько, что почувствовал острое желание написать что-то стоящее, большое. В разное время пробовал и реалистичные сюжеты, но все равно «скатывался» в фантастику, поэтому и отдался ей полностью. Никакой теоретической базы у меня нет. Пишу по наитию, как чувствую.
– Твоей первой и пока единственной изданной книгой является фантастический роман «Туман», который вышел в 2017 году в частной типографии тиражом в несколько десятков экземпляров. Проба пера, и сразу так серьезно?
– Решил не мелочиться)) Годы я копил записи и мечтал издать настоящую книгу. Задумал роман в трех частях, но позже сократил историю до двух. Первую писал пять лет, готовил к печати примерно полгода. Над второй все еще работаю, уже восемь лет, и близок к завершению. Это история-постапокалипсис, о мире после ядерной войны. Конечно, параллельно пишу другие произведения, поменьше. Например, рассказ «Судьба». Считаю его своим лучшим, потому что, на мой взгляд, удалось написать большую интересную историю, состоящую из множества маленьких, над которыми надо подумать. Если кто-то захочет познакомиться с моими произведениями, рекомендую начать именно с «Судьбы». В Интернете есть также «Сордем» и другие. Все это мрачная фантастика, в которой я пытаюсь размышлять о жизни, о людях и о том, как независимо от обстоятельств оставаться человеком. Редко, но продолжаю писать стихи, выкладываю их на своей странице в Инстаграм. Вообще сложно найти в Сети платформу, куда можно грузить объемные тексты. Зато сегодня есть много сообществ, организаций, которые проводят творческие конкурсы. В мое школьное время таких возможностей не было.
– Как удается совмещать работу, семейную жизнь с творчеством? Насколько важное место оно занимает в твоей жизни?
– Очень важное. Иногда думаю, что если бы написание книг приносило хороший доход, то занимался бы только этим. С другой стороны, писательство как работа предполагает определенный объем в ограниченное время. Здесь я всегда вспоминаю интервью Джорджа Мартина (американский писатель-фантаст, автор цикла «Песнь льда и огня», по которой снят сериал «Игра престолов», – прим. авт.) со Стивеном Кингом (американский писатель, «Король ужасов» – прим. авт.). Кинг известен своим эпохальным подходом к труду, потому что пишет прямо под поставленную задачу, определенное количество страниц в день. И Джордж Мартин спросил, бывает ли у него такое, когда долгое время ничего не пишется? Он ответил, что нет. Мартин весьма опечалился, потому что он из той когорты писателей, у которых такое случается. То же могу сказать и о себе. Не всегда есть полет мысли. А если заставляешь себя, то получается как-то вымученно. А бывает, что вдохновение приходит и в не совсем подходящий момент, и нужно срочно что-то записать. Вообще мое самое «рабочее» время – с одиннадцати вечера до трех ночи.
– Сплю я мало)
– Наверное, всегда носишь с собой блокнот и ручку на случай, когда накроет волной вдохновения?
– Можно и так сказать, только для записей чаще использую смартфон. Это удобно, стираешь, перенабираешь. Но по-старинке ручкой тоже пишу. Есть у меня незакрытый гештальт – написать рассказ на печатной машинке, когда у тебя нет права на ошибку, потому что придется перепечатывать весь лист. Вот такое перфекционистское желание.
– От кого тебе достался такой творческий талант? Были среди родственников любители словесности?
– Нет, никого такого мы в семье не смогли вспомнить. И родители мои далеки от такой сферы деятельности. Мама по образованию экономист, папа «технарь». Думаю, многое для творчества дало детство без гаджетов. Без собственной фантазии тогда было никак не обойтись. Ну, и огромное количество прочитанных произведений. К сожалению, молодежь, которая любит читать, – это не о нашем времени. Очень хочется, конечно, чтобы больше людей погружались в чтение, потому что по подрастающему поколению видно, что малое количество прочитанных книг отражается на речи, на грамотности при письме. Малый запас слов – причина того, что в дальнейшем ребята не могут моделировать свои мысли. Это очень тяжело видеть и принимать.
– И все-таки, Артём, почему фантастика, а не фэнтези, например? Чтобы работать в таком жанре, нужно обладать определенными научными знаниями и заглядывать за горизонт известного…
– Да, фэнтези – это больше мистика, магия, а фантастика основана на возможных, предполагаемых учеными вещах, пусть порой и несбыточных. Динозавры, космос, созданные авторами фантастические вселенные, физика и астрофизика, теории, гипотезы… Я с детства увлекался всем, чем только можно было. Спасибо и игровым студиям за то, что они создают. Компьютерные игры – это очень яркие динамичные истории. Это тоже искусство, цифровое, позволяющее окунуться в новые миры, которые авторы не могут описать словами. Поэтому такой источник для вдохновения я тоже приветствую. Или взять аниме. Это не только про гиперболизацию, странности и яркую картинку. В японской мультипликации, когда мы говорим об адекватных представителях данного направления, всегда используется большое количество материала, во-первых, философского, во-вторых, касающегося мифологии Японии. Мне это интересно, например, для того, чтобы понять, как это в дальнейшем можно интерпретировать для своих произведений, потому что есть желание соединить в них нашу славянскую мифологию, в частности, мифологию Полесья, с фантастикой.
– Ого, и в чем смысл, польза?
– В любом случае, это необычно. И если мы говорим об искусстве, то оно не знает границ, и грех не воспользоваться таким богатым материалом даже в развлекательной сфере. А здесь у нас в основном тусуется молодежь, которую таким образом можно увлечь изучением фольклора, истории. Ведь та же известная игра «Ведьмак», игровая студия, создавшая ее и ее мир, наверное, сделала для популяризации славянской мифологии больше, чем кто-либо.
– То есть, на твой взгляд, мифология Полесья вполне подходит для создания острых сюжетов? Но ведь это больше про фэнтези, чем о фантастике.
– Да, в итоге получится смешение. И в этом направлении я также намереваюсь экспериментировать. Интересно, что славянская мифология – это в основном добрые духи, боги и божки – хранители либо защитники, которых нужно просто задобрить, угостить баночкой меда или еще чем-то, и тогда у вас все будет хорошо. Злые – это точно не про славянских выдуманных существ, их крайне мало, например, утопцы и неприкаянные души. Остроты для сюжетов здесь, может, и маловато. Но надо учитывать, что наша мифология переплетена с разными культурами и верованиями. Это клондайк для идей! К тому же мы все равно не претендуем на стопроцентное попадание в образ, потому что он мог быть у наших предков совсем другим, и мы уже не узнаем, каким именно. Ведь если греческие мифы сохранилась в древних текстах, то наши во многом дошли до нас по пересказам людей от поколения к поколению. И здесь о достоверности говорить сложно. Последнее, что я изучаю по Полесью, – это местная демонология. Звучит страшно, но на самом деле и там буквально пара определенно злых духов являются. В остальном это все защитники леса, жилища, семьи и прочего, прочего, прочего. Так что мы, славяне, всегда были за добро.
– А есть уже конкретные образы, которые ты задумал использовать в такого рода произведениях?
– Это пока секрет. Но, конечно, не обойдется без Перуна, того же Утопца, Болотной бабы. Интересна местная фигура Логишинского волка. О нем также мало информации, и она разрозненная. Кстати, враждебность этого персонажа проявлялась только в отношении к недругам, которые совершали набеги на охраняемые им земли.
– Такую фантастику да на белорусском языке изложить…
– Кстати, с такими белорусскоязычными произведениями проблематичная ситуация. По крайней мере, мне не удалось найти их в большом количестве. Можно сказать, что это отличное поле для экспериментов, нетронутое писателями. Но это мне может сыграть на руку) Так что держу в уме и эту мысль.
– Как много планов, и как же это интересно! А как к твоему творчеству относится семья?
– Хорошо. Очень поддерживает жена Кристина. Ей нравится то, что я пишу, она читает и подсказывает, что непонятно, где нужно доработать. Именно она вдохновляет и дает «волшебные пинки» к тому, чтобы развиваться и не боятся продвигать свое творчество. Потому что я сам довольно скептически отношусь к тому, как пишу, всегда волнуюсь по поводу того, что это кому-то может не понравиться. Спасибо и моим друзьям, которые становятся первыми читателями, советчиками и честным мнением которых я тоже дорожу. Что касается выхода на более широкую аудиторию, то во мне постоянно борются две сущности, одна из которых ищет спокойствия и умиротворения, другая – движухи. Но сейчас я четко понимаю, что хочу идти вперед.
– Артём, я прочитала некоторые твои произведения, и мне понравилось. Буквально с первых фраз оказываешься «внутри» и увлекаешься вихрем событий. Для меня это, безусловно, маркер таланта и мастерства. Благополучного тебе выхода из тени и успехов в творчестве!
– Спасибо!
Беседовала Людмила РЕБКОВЕЦ
Фото автора
🚫 Полная перепечатка текста и фотографий запрещена.
⚠️ Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.



