0.3 C
Пинск
Среда, 22 января, 2025
Пiнскi Веснiк
Пинщина в лицах

Надежда Павловна Вечорко из агрогородка Жидче, которая 21 апреля отметила свое 95-летие

Надежда Павловна Вечорко из агрогородка Жидче, которая 21 апреля отметила свое 95-летиеРодилась и выросла она в д. Ниговищи Зареченского района Ровенской области Украины. Но в то время это была территория Беларуси. К слову, родители Надежды Павловны – мама Анастасия Терентьевна и папа Павел Ефимович – уроженцы д. Городная Столинского района. В Ниговищи, которые находились не так далеко от их малой родины, перебрались, чтобы построить дом – в окрестностях было много леса. Надежда Павловна вспоминает, что деревня была поделена на три части, в одной из которых обосновались «городэнцы».

Жизнь шла своим чередом. В семье подрастали дочери Надежда и Любовь, сын Александр. Родители трудились от темна до темна, чтобы в доме все было. Но в одночасье все оборвалось – началась Великая Отечественная война. Надежде Павловне тогда было 12 лет. Деревню оккупировали фашисты и стали готовить жителей к отправке в Германию. Однако не успели люди покинуть свои дома, как изверги начали поджигать их жилища.

– Нас погнали пешком в Пинск, – рассказывает Надежда Павловна. – Всю нашу семью – маму (а она была в положении) и троих детей. Папы уже не было, он умер, когда отправился в Слоним зарабатывать деньги. Там он и похоронен. Помню, как в Пинске нас погрузили в товарный вагон. Людей битком, жарко, хочется пить, а вагон закрыт, выйти нельзя.

Гастарбайтеры оказались лагере где-то на границе с Францией. Взрослых отправили на завод, где изготавливали щетки. Сначала и детей поставили у станков, но потом хозяин снял их с этой работы – опасно.
Надежде с ее двоюродной сестрой Оксаной выдали тележку, похожую на ту, в которую лощадь запрягают, но только меньше по размеру, и они возили на ней досочки для щеток, кастрюли с едой.
– Все жили в большом лагере за проволокой, а на завод нас возили, – вспоминает Надежда Павловна.
Там же появились ее младшие братья – близнецы Адам и Костя. Старшая дочь помогала маме за ними ухаживать. В Германии малышей и покрестили – неподалеку располагался костел.

Жизнь в немецкой неволе была тяжелая. Еды не хватало. Чтобы хоть как-то прокормиться, люди искали разные корешки, выкапывали их и ели. Но многие не пережили голод.

– Нам рассказывали, что мертвые тела топили: ночью тракторами привозили по человек двадцать сразу. Люди просто пухли от голода и умирали. А еще сами видели, как носили неживых людей и сбрасывали их в яму. Лучше не вспоминать об этом, – вздыхает Надежда Павловна. – Так страшно было, что не передать словами.

Когда их освободили, люди стали собираться домой. Многим, как вспоминает Надежда Павловна, предлагали уехать в Америку. Тех, кто возвращался на Родину, собирали из всех окрестных городов. Набралось около пяти тысяч человек. Их погрузили на корабль. Так доплыли до Одессы. Оттуда путь семьи Надежды и их земляков лежал в Пинск.

– Везли нас на машинах. Из Пинска – в Иваново, потом в Мохро. А оттуда шли пешком 15 километров с малыми детьми на руках да со своими пожитками, – рассказывает Надежда Павловна.

Вернулись они на пепелище. Где жить? Сделали на первое время какую-то будку из веток, а потом пошли к тетке Александре: е нее был дом из дуба и не сгорел полностью. Затем семья купила что-то вроде летней кухни ( «клеть», как называла это Надежда Павловна).
Есть было нечего. Поэтому ходили по полю в поисках закопанной на зиму картошки. Раскапывали ямки, доставали уже гнилые клубни и ели, не обращали внимания даже на запах. Тарелками им служили листья лопухов.
Долгое время семья из шести человек жила в той самой клети. В тесноте, да не в обиде, как говорится. Даже, вспоминает Надежда Павловна, вечерки устраивали. Для сна у них вместо кровати был «соломянык», так вот его убирали и устраивали посиделки.

Надежда Павловна Вечорко из агрогородка Жидче, которая 21 апреля отметила свое 95-летие

Вскоре Надежда оставила родных – в 1952 году она вышла замуж за местного парня и переехала жить к нему. Венчались молодые в Невеле, тогда это был Жабчицкий район. Семья Федора Александровича была многодетная – шесть сыновей и одна дочь, а мать их, то есть свекровь Надежды Павловны, умерла. И невестке пришлось заниматься домом и хозяйством. Через какое-то время супруги построили свой дом. У пары родилось трое дочерей: Вера, Любовь и Ольга. Муж с женой держали большое хозяйство: всегда были лошадь, по две коровы, свиньи, мелкая живность. Сдавали молоко, продавали мясо, да и сами питались плодами своего труда.

Супруги жили дружно, вместе работали, детей воспитывали. Трудились в колхозе в полеводстве. Даже когда уже были на заслуженном отдыхе, Надежда Павловна с мужем не могли сидеть без дела. Предлагали перебрать картошку в хозяйствах Пинского района – как же без них, заодно можно и себе набрать; уборка льна тоже без их помощи не обходилась. Надежда Павловна, сколько себя помнит, всегда ткала: одеяла, дорожки («ходники»), рушники. Льняное полотно хранится у нее до сих пор. Довелось ей ухаживать и за мамой, когда та заболела туберкулезом, – время, проведенное в немецком лагере, не прошло бесследно. В 63 года Анастасии Терентьевны не стало.

К слову, из всех ее пятерых детей осталась только Надежда Павловна.
В 2005 году ее с мужем, который перенес инсульт, забрала к себе дочь Ольга, которая живет с семьей в агрогородке Жидче. Сначала были у нее, потом купили родителям небольшой дом совсем рядом со своим. К сожалению, Федора Александровича через два года не стало – ему было 70 лет.

Надежда Павловна Вечорко из агрогородка Жидче, которая 21 апреля отметила свое 95-летие

Надежда Павловна так и живет в этом доме. Каждый день ее навещает дочь Ольга. Хозяйка призналась, что боится обращаться с газом, у них в Ниговищах его никогда не было, даже сжиженного в баллонах. А тут, в Жидче, появился природный, так что с его помощью и еду готовят, и дом отапливают.

Надежда Павловна Вечорко из агрогородка Жидче, которая 21 апреля отметила свое 95-летие

У Надежды Павловны 10 внуков и 13 правнуков. Некоторые живут недалеко, навещают ее. Тут внучка Светлана (она работает в Жидченской школе) и ее дети. Здесь и дети сестры Надежды Павловны. Все они, а также другие родственники пришли на ее 95-летний юбилей. С такой значимой датой долгожительницу поздравили работники местного Дома культуры во главе с Галиной Демчук, которая является также старостой агрогородка. Надежда Павловна благодарна всем, кто ее уважил и подарил хорошее настроение. Надеемся, что она отметит и вековой юбилей в кругу родных и близких.

Инна УРБАНОВИЧ.
Фото автора.

Оставить комментарий

Похожие новости

Дмитрий Хомич: «Главное – надежное плечо товарища и стопроцентная уверенность в коллеге»

pv

Ирина Ракицкая: Сила – в единстве и сплочённости

pv

Даниил Козел: молодой историк, влюбленный в Пинск

pv

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

ТГ канал