3 июля наряду с Днем Независимости Республики Беларусь свой профессиональный праздник отмечали сотрудники госавтоинспекции. Это одно из самых сложных структурных подразделений в системе МВД, ведь на плечах людей, которые служат в ГАИ, лежит огромный груз ответственности.
Корреспондент «ПВ» встретилась с командиром взвода дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Пинского ГОВД майором милиции Виктором Сидорчуком, чтобы узнать о ситуации на городских дорогах и о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются милиционеры.
– Многие считают, что сотрудники дорожно-патрульной службы только и делают, что наказывают недобросовестных водителей. Но, кроме этого, они ежедневно занимаются профилактикой, заботясь о безопасном пребывании на дороге взрослых и детей. Виктор Георгиевич, проанализировав количество совершенных правонарушений, какую оценку поведению пешеходов и водителей вы бы поставили?
– Однозначно «неудовлетворительно». Ведь с начала года выявлено 11697 случаев противоправного поведения на дорогах. Водители не перестают садиться за руль в нетрезвом состоянии, более того, делают это гораздо чаще в сравнении с прошлым годом. Продолжают нарушать правила перевозки детей. На полторы тысячи увеличилось количество правонарушений, совершенных пешеходами. Не растет ответственность у мотоциклистов.
– Какие участки дорог города наиболее аварийные?
– Улицы Брестская, Иркутско-Пинской Дивизии, Первомайская. Водители не предоставляют преимущества пешеходам, проезжают перекрестки, не подчиняясь сигналам регулирования, и не только. Пешеходы в свою очередь продолжают переходить дорогу в неустановленном месте и на красный свет светофора.
– Как относятся современные водители к вашей службе?
– В целом хорошо. От пьяных, конечно, многое услышишь. А вообще ответственность водителей смягчили: сначала он получает предупреждение, а если подобное повторится в течение года – штраф. Поэтому, как правило, конфликтные ситуации отсутствуют.
– Ваша работа в первую очередь нацелена на профилактику. С какой аудиторией встречаетесь? Какие мероприятия проводите?
– Работаем с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения: пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами. Регулярно выступаем в трудовых коллективах, учреждениях образования. В частности, информируем о правилах пользования средствами индивидуальной мобильности, к которым относятся самокаты, скейтборды, героскутеры, сегвеи, моноколеса, ведь езда на них четко прописана в последней редакции Правил дорожного движения. В период летних каникул проводим акции «Внимание – дети!», «Безопасное лето – в наших руках», «Родительский контроль».
– Нахождение детей на дороге всегда вызывает обеспокоенность. Придерживаются ли юные горожане Правил дорожного движения?
– Если взрослые нарушают, то что говорить о детях? Конечно же они пренебрегают общепринятыми правилами безопасного поведения на дороге. С начала года зарегистрировано два ДТП, в результате которых травмированы двое несовершеннолетних. На мой взгляд, огромный рычаг воздействия лежит на плечах родителей. Покупая ребенку тот же самокат, стоит понимать, что это не игрушка, а средство передвижения, требующее соблюдения основных правил во время катания.
– Наказание рублем по-прежнему остается самым верным способом наведения порядка на дороге?
– Как показывает практика, задумываться люди начинают, когда получают наказание в виде штрафа. Также действенным способом является изъятие авто на штрафстоянку. Суммы немалые и существенно бьют по кошельку.
– Кто больше не соблюдает правила на дороге: пешеходы или водители?
– Пешеходы нарушают реже. Однако в ДТП они страдают больше, так как получают телесные повреждения.
– Какое, на Ваш взгляд, самое серьезное нарушение?
– «Пьяный руль». Также отнес бы сюда бесправников и тех, кто перевозит детей без специального удерживающего устройства.
– Бытует мнение, что у госавтоинспекторов особое чутье, какую машину остановить. Так ли это?
– Я бы назвал это профессиональным взглядом. Вычислить нарушителя несложно по манере вождения, да и само авто выдает его: отсутствие регистрационного знака, тонировка, переоборудование.
– Кто лихачит на дороге больше: мужчины или женщины?
– Представительницы слабого пола более ответственные. А мужчины легче справляются с внезапными нестандартными ситуациями.
– Виктор Георгиевич, а Вы нарушаете правила дорожного движения?
– Для исполнения служебных обязанностей иногда приходится отступать от общепринятых правил. Но это предусмотрено нормативными правовыми актами. Следует отметить, что сотрудник госавтоинспекции исполняет обязанности круглосуточно. Находясь на выходном или в отпуске, он все равно следит за порядком и обязан реагировать на все правонарушения.
– В социальных сетях созданы группы, в которых выкладывают информацию о том, где дежурит экипаж ГАИ. Как вы к этому относитесь?
– Положительно. Когда водители знают о присутствии на трассе инспектора, то ведут себя дисциплинированно, а значит, нарушений и ДТП происходит меньше.
– ГАИ в следующем году будет праздновать 90-летний юбилей. Как изменилась служба в подразделении?
– Сейчас благодаря использованию республиканской системе мониторинга общественной безопасности (РСМОБ), которая объединяет камеры наблюдения, беспилотные летательные аппараты и другие технические средства, можно выявлять и пресекать правонарушения, не выходя из кабинета. Вовсе не обязательно гоняться за автомобилем, чтобы поймать его водителя. Достаточно зафиксировать регистрационный номер и через базу данных узнать необходимую информацию.
– У Вас серьезная и ответственная служба. Однако в жизни всегда есть место юмору. Как относитесь к анекдотам про «гаишников»?
– Если это шутка, а не оскорбление, то только приветствуем. Анекдоты – это случаи из жизни. Можно и посмеяться, и задуматься о том, как не допустить подобного в своей работе.
– Что бы Вы пожелали участникам дорожного движения?
– Быть внимательными, уважать друг друга и соблюдать правила дорожного движения.
Елена БРИЧ.
Фото автора.