Не секрет, на протяжении немалого времени интерес к инженерным профессиям снижался. А ведь именно в руках квалифицированных кадров данной направленности сосредоточены инструменты для достижения технологического суверенитета страны, для повышения степени ее как благосостояния, так и безопасности. В этой связи, думаю, Министерством образования Республики Беларусь и было инициировано открытие инженерных классов и групп на базе школ и гимназий. Разработкой учебной программы занимался Белорусский национальный технический университет.
Андрей ИВАНЕЦ,
министр образования Республики Беларусь:
«Мы полагаем, что тот положительный эффект,
который мы получили от введения педагогических классов пять лет назад,
в среднесрочной перспективе будет возможен и
при формировании инженерных классов».
– В условиях быстро меняющейся технологической среды на национальном рынке труда особенно востребованы инженерные кадры. Когда в учреждениях общего среднего образования появилась возможность открывать группы инженерной направленности, мы, безусловно, не могли ее не использовать, – рассказывает директор средней школы № 16 Геннадий Тарелкин. – Решено было сделать это на базе группы физико-математического профиля 10 «Б» класса. Теперь учащиеся не только изучают на повышенном уровне данные два предмета. Учитель математики Андрей Лысый ведет у них два часа в неделю факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Мы понимаем, насколько важно работать в данном направлении в тесной связке: школа – университет – предприятие. Поэтому у нас достигнуты договоренности о сотрудничестве как с вузами – Брестским государственным техническим и Полесским госуниверситетами, преподаватели которого будут вести занятия у наших ребят, так и с различными предприятиями, в частности с ЗАО «Амкодор», который, конечно же, нуждается в грамотных инженерных кадрах, причем и на условиях целевой подготовки.
– Программа факультатива, который веду в группе инженерной направленности, очень насыщенная и интересная, – признается учитель физики и математики Андрей Лысый. – Она включает четыре блока: информационный, профориентационный, экскурсионный и практический. Информационный блок предполагает комплексное изучение истории возникновения и развития промышленности, технологий, автомобиле-, приборо-, машиностроения, энергетики, металлургии, архитектуры и строительства. Инженерные кадры востребованы во всех этих отраслях. Знакомимся со спортивной инженерией, в частности с современными спортивными технологиями подготовки спортсменов, скажем, с методиками и измерительными средствами для оценки их текущей работоспособности. Профориентационный блок, понятно, направлен на знакомство с инженерными профессиями и их особенностями. Что касается экскурсионного, то в его рамках предусмотрено практическое знакомство с инновационным производством, с рабочими местами современных инженеров. Мы уже побывали в ОАО «Полесьегипроводхоз». Ребята увидели, как работают над проектом. Вот, к примеру, ремонт дороги. До того, как приступить к нему, необходимо взять пробы грунтов, выполнить аэросъемку ландшафта, предпринять целый ряд других шагов. Кстати, учащимся продемонстрировали и проект гидротехнического строительства «Берегоукрепление и инженерные сооружения набережной по ул. Советской в г. Мозыре от площади Примостовой до Гребной базы (1 очередь)», который по итогам республиканского конкурса «Лидеры в строительстве-2023» был удостоен диплома победителя первой степени. Практический блок предполагает изучение способов и средств преобразования материалов, энергии, информации, а также компьютерное моделирование, использование программного обеспечения при разработке проектов. К слову, мы с ребятами для портфолио решили поработать над проектом по расширению городов в связи с развитием новых микрорайонов. Есть и другие задумки. Надеюсь, факультатив поможет сформировать у учащихся устойчивый интерес к инженерной деятельности, мотивировать их на осознанное продолжение образования в технических вузах страны.
Арина КОЖУХ,
учащаяся группы инженерной направленности 10 «Б» класса:
– Училась в художественной школе имени Наполеона Орды. Уверена, мне очень пригодятся полученные там навыки: и умение пользоваться чертежными инструментами, и образное мышление. Еще точно не решила, по какой инженерной специальности буду продолжать образовательную траекторию – их спектр очень широкий, думаю, занятия в инженерной группе помогут определиться с выбором. А пока хочу поработать над проектом для портфолио по расширению Пинска, в частности по развитию микрорайона Жемчужного.
Егор ШАЛАШКОВ,
учащийся группы инженерной направленности 10 «Б» класса:
– Заниматься в данной группе начал сознательно. Дело в том, что родители у меня инженеры: мама – заместитель директора одного из отделов в архитектурно-планировочном бюро Пинского района, папа – сотрудник Госстройэкспертизы по Брестской области. Кстати, познакомились они, когда учились в Брестском государственном техническом университете. Работа у них трудная, но, как мне кажется, очень интересная. Вот и решил идти по их стопам. Для своего портфолио хочу подготовить проект по расширению города Столина за счет развития нового микрорайона.
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото автора.