С июня начались празднования 1030-летия православия на белорусских землях – именно столько лет исполняется Полоцкой епархии. Турово-Пинское княжество являлось третьим по значимости в системе территориальных объединений древней Киевской Руси, и, следовательно, предки пинчуков одни из первых «узрели свет истинной веры Христовой». Отражение небесного на земле – храм Божий.
Где же находиться церкви, как не в центре города на замковой горе, защищенной возвышенности, откуда стал развиваться Пинск. Сегодня на этом месте в начале современной улицы Горького заурядный пейзаж. Кончается асфальт, и начинается булыжник. О далеком прошлом напоминает склон детинца, у подножия которого некогда был ров, по которому теперь проходит улица. Однако в свое время здесь были сделаны археологические раскопки, их результаты позволили предположить, что в раннюю эпоху распространения христианства на Полесье в нашем городе мог появиться храм. И как знать, сложись все благополучно, он не уступал бы по значимости и убранству полоцкой Софии или Борисоглебской церкви в Гродно. Во всяком случае, то, что было предназначено служить благолепию пинской церкви, по заключению доктора исторических наук Петра Лысенко, является уникальной коллекцией, не имеющей равных среди подобных археологических собраний Восточной Европы. Речь идет о средневековой майолике.
Неожиданная находка
Удивительно, но еще в 50-х годах прошлого века о материальной культуре древнего Пинска, да и о самом его расположении, имелись весьма ограниченные сведения. До тех пор регулярные раскопки не велись. И когда экспедиция под руководством московского археолога Тамары Равдиной и заведующего историческим отделом Пинского краеведческого музея Бояна Миролюбова взялась за дело, сразу было решено выявить месторасположение оборонительных сооружений предполагаемого детинца и характер культурного слоя.
Почти 30-метровая траншея была проложена рядом с домом под номером «шесть» по улице Горького в восточном направлении. Удача не заставила себя долго ждать. Археологи «прорезали» оборонительный вал старого города и «вскрыли» хорошо сохранившийся культурный слой домонгольского периода.
Среди обилия разнообразных предметов чаще всего попадались поливные керамические плиты, какими мостили пол или декорировали стены лучших культовых построек того времени. Таких находок было много, они сконцентрировались на западной оконечности окольного города, относились к слоям конца XI – начала XII столетия. Словно здесь намечали вести строительство. И то, что это должен быть храм, подтвердила часть голосника – глиняного сосуда, закладываемого в кладку для усиления звука. Судя по всему, пинчуки готовились к работе основательно.
Плитки с замковой горы
Как определили уже современные ученые, это были керамические изделия местного производства с применением полесских глин. В химической лаборатории института «Белреставрация» было проведено специальное исследование. Установлено, что особенностью пинских плиток XII века в сравнении с иными является необычно высокая температура обжига – до +900оС.
28 июля Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.
Эта дата отмечается и как День крещения Руси (988 г.).
Для улучшения функциональных качеств эмаль делали вязкой и наносили на керамическую поверхность толстым слоем. Белорусский археолог Ирина Гонецкая, изучавшая майолики на территории Беларуси в ХI-ХIII веках, характеризуя пинские плитки, в первую очередь отмечала их «разнообразие и свою особенность фасонов, которые не имеют аналогов». Всего было найдено около 550 образцов керамики трех десятков форм. Некоторые из них можно увидеть в исторической экспозиции Музея Белорусского Полесья.
Плитки изготовлены из белой маложелезистой глины, покрыты поливой зеленого, желтого, коричневого цветов. Есть оттенки: желто-зеленый, зелено-коричневый, кремовый. Вскоре после находки заместителю директора музея, большому знатоку изобразительного искусства Александру Лозицкому удалось составить несколько возможных вариантов укладки плитки. Получились красивые узоры.
Казалось бы, сегодня, пользуясь обширными сведениями о культовых сооружениях ХI-ХII столетий, расположенных в Украине, Беларуси и России, можно воссоздать облик первого пинского храма. В начале ХХI века исследованы и помещены под стеклянный купол основания древнейшей церкви в Турове. Это интереснейший исторический объект. Он дает примерное представление, каким мог быть и храм над Пиной. Причем эта церковь, следы подготовки к строительству которой посчастливилось отыскать археологам, вполне могла появиться не только почти одновременно с туровской, но и на полстолетия раньше.
Но вот незадача. Плитки, за исключением некоторых, не были в работе. На их поверхности отсутствует связующий раствор. Простое предположение: храм не построили. Подготовленный кирпич – плинфу – использовали для других целей. А керамическая плитка так и осталась на стройплощадке среди песка и древесной щепы. Не раскрыт статус и предполагаемого наречения задуманного храма. Быть ему кафедральным или приходским? Именем какого святого называться? Строительство храма свидетельствовало бы об определенной самостоятельности Пинского удела. Ответов на эти вопросы нет, да и откуда взяться таким сведениям, когда сам Пинск тогда был упомянут в «Повести временных лет» одним словом.
Свидетель – история
Слишком неспокойным выдался тот век на нашей земле. Получив от богоизбранного отца Владимира Туровское княжество, Святополк тяготился великокняжеским подчинением. Местные князья еще долго оставались противниками единоначалия из Киева. Лишь с 1114 года, когда Турово-Пинское княжество оказалось в подчинении Владимира Мономаха, здесь обосновался епископ Кирилл. А однажды упомянутый его далекий предшественник Фома (1005 г.) так и остался более не названным на страницах летописных сводов. Приходится констатировать, что бурные события, сопровождавшие крещение дреговичей, княжеская междоусобица помешали возвести в Пинске храм. Выдержал бы он землетрясение 1230 года, сокрушившее стены туровской церкви? Для современников это стало грозным предвестником грядущих бед. Набеги кочевников окончательно лишили Туров главенства над Пинском. Не позднее первой половины XV века епископская кафедра была окончательно перенесена в наш город.
* * *
…А если предположить, что храм все же начали строить и где-то между улицами Горького и Чайковского под землей, сокрытый огородами и сараями, находится его незавершенный фундамент? Ведь археологи изучили здесь совсем небольшой участок. С тех пор минуло более 70 лет, но тайна древнейшего пинского храма остается нераскрытой. А вероятность новых интересных открытий весьма велика. Наш земляк, видный белорусский археолог Петр Лысенко, оставил такую возможность своим последователям: «В Пинске пока не выявлено древних сооружений монументальной архитектуры. Но находки декоративных плиток позволяют предполагать такое строительство».
Существуют несколько артефактов, относящихся к раннехристианскому периоду на Пинщине
Из глубины столетий смотрит на нас ИисусМладенец – Христос Эммануил. Эта каменная иконка высотой в три с половиной сантиметра изящной работы датируема рубежом XI-XII ст. Искусствоведы заявляют: иконка из Пинска создана, скорее всего, местным мастером. Это одно из самых ранних подобных изображений Спасителя в древнерусском искусстве берет начало от византийских образцов.
У старого рынка рабочий-землекоп нашел «монетку», которая оказалась княжеской вислой печатью с изображением двух святых. Ее окончательной датировкой занялись в ленинградском Эрмитаже. Было определено, что она относится к периоду правления князя Изяслава, старшего сына Ярослава Владимировича. Известно, что он родился в 1024 г., княжил в Турове, а с 1054 по 1078 год Изяслав-Дмитрий правил на престоле Киевском. В тот период и попала княжеская грамота с вислой печатью в Пинск, и не просто как указ, а как документ, относящийся к церковному управлению.
Еще одна уникальная находка, случайно обнаруженная в другом раскопе, не вошла в научный оборот. Это так называемая иконка-змеевик, найденная подростком, игравшим в котловане. Владелец сохранил вещицу, через много лет привез в Пинск и предложил приобрести. Минские эксперты подтвердили подлинность предмета культа XII ст., Министерство культуры одобрило такое приобретение, и даже зашел разговор о выплате кругленькой суммы. Однако хозяин реликвии больше так и не появился. Осталось только не лучшим образом сфотографированное изображение Богородицы.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото автора.