С вопросами трудоустройства наверняка хотя бы раз в жизни сталкивался каждый, посему не понаслышке знает – занятие это далеко не из легких. Ежедневно десятки резюме рассылают вчерашние выпускники учебных заведений, рабочие и специалисты, по тем или иным причинам оставшиеся без работы. Но есть и такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Речь идет о людях, вернувшихся из мест лишения свободы.
Проблема их социальной адаптации не нова и остается актуальной, несмотря на пристальное внимание к ней со стороны государства. Созданы механизмы и инструкции, согласно которым осуществляется взаимодействие госорганов по вопросам трудовой и социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. Все заинтересованные службы заранее знают, сколько таких граждан освобождается, какая помощь им необходима. Речь прежде всего идет о месте проживания и дальнейшем трудоустройстве. В Пинске, где по состоянию на седьмое декабря зафиксировано более 1400 вакансий, процент трудоустройства этой категории граждан остается низким. Почему так? Как решается данная проблема и решается ли она вообще? Об этом мы поговорили с начальником управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома Иваном Богдановичем.
– В Беларуси действия человека, освободившегося из мест отбывания наказания, тщательно регулируются. Вернувшись из МЛС, данные граждане становятся на учет в уголовно-исполнительной инспекции ГОВД. В случае отсутствия места работы для оказания содействия в трудоустройстве они могут обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите горисполкома. Ежегодно решением городского исполнительного комитета устанавливается бронь рабочих мест для данной категории граждан. На 2024-й всего предусмотрено 65.
– Насколько востребованными являются эти вакансии? С какими проблемами сталкивается служба занятости при их заполнении?
– Сегодня нет напряженности на рынке труда, а это значит, что есть достаточное количество вариантов выбора рабочих мест, графика работы, уровня заработной платы. Информация о вакансиях открыта, находится в свободном доступе, в том числе и на официальном сайте горисполкома. При трудоустройстве граждан, освобожденных из мест лишения свободы, основными проблемами, характерными не только для Пинска, но и для других регионов, являются отсутствие у них мотивации к труду в принципе либо завышенные требования к будущему месту работы при недостаточном уровне квалификации, нежелание надолго закрепиться на предприятиях с четко установленным графиком работы, наличие ограничений к труду по состоянию здоровья. Как показывает практика, большинство граждан перебиваются единичными заработками, чаще неофициальными, трудоустраиваться не планируют вообще или рассматривают вопрос самостоятельного поиска работы, в том числе за пределами нашей страны. Часто обращаются в службу занятости только за консультацией.
Случается, что, зарегистрировавшись в качестве безработного и получив в территориальном центре социального обслуживания населения государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия (в размере 0,5 бюджета прожиточного минимума), которая может быть оказана при наличии занятости (в том числе трудоустройства или регистрации в качестве безработного), в управлении они больше не появляются, собеседования для трудоустройства на предприятие игнорируют. В итоге их снимают с учета за нарушения требований законодательства о занятости.
Также в числе проблем отсутствие документа, удостоверяющего личность (паспорта), или окончание срока его действия, отсутствие регистрации на территории Республики Беларусь (прописки), что тормозит процесс поиска работы и официального трудоустройства.
– Наверняка есть случаи, когда наниматель со своей стороны также не готов предоставить рабочее место человеку, отбывавшему наказание в виде лишения свободы?
– Да, такие примеры, конечно, встречаются. Некоторые работодатели попросту боятся брать в свой коллектив людей с судимостью за плечами. По понятным причинам работодатели относятся к бывшим заключенным настороженно, перестраховываясь, отдают предпочтение сотруднику с незапятнанной репутацией. Нечасто бывшего заключенного оформляют в штат без лишних вопросов и проверок, и не всегда по специальности. Ведь даже имея диплом или свидетельство об образовании, но утратив квалификацию, длительно не работая, такие люди понимают, что им очень сложно конкурировать на рынке труда. Однако каждый руководитель должен занимать государственную позицию, а иногда проявлять настоящее мужество и волю, чтобы не отказывать в трудоустройстве бывшему осужденному. К счастью, в Пинске такие руководители есть, они принимают на работу лиц, преступивших черту закона, дают человеку шанс начать все с чистого листа. Главное, желание самого соискателя трудиться.
– Хорошо, а как быть, например, с прохождением медкомиссии, которая необходима при устройстве на работу, и прочими обязательными условиями, при которых можно вернуться в профессию?
– Трудоустройство граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в нашем государстве регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 347, где определен порядок организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений и зарегистрированных в качестве безработных в органах по труду, занятости и социальной защите. В случае, если гражданин состоит на учете по безработице, он бесплатно проходит медкомиссию (даже если рабочее место он находит самостоятельно). Кроме того, наниматель может рассчитывать, что расходы частично покроет государство, в том числе это касается компенсации затрат по оплате их труда в течение 12 месяцев с даты трудоустройства. Такие выплаты возмещаются с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную зарплату, действующую в период, за который произведено ее начисление, включая сумму обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, начисленных на заработную плату.
– Кто имеет право получить поддержку государства при трудоустройстве в соответствии с вышеупомянутым постановлением?
– Освобожденные из исправительных учреждений граждане, которые зарегистрировались в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных в течение шести месяцев с даты их освобождения, и те, кто не смог трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение десяти дней с даты их регистрации в качестве безработных или зарегистрировался в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
– Куда необходимо обращаться за помощью?
– Более подробную информацию граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы, могут получить в управлении по труду, занятости и социальной защите (ул. Куликова, 29, тел: 31-66-68, 31-70-11). Также туда могут обращаться и наниматели, в том числе по вопросам частичной компенсации затрат по оплате труда и иным аспектам.
К сожалению, общество все еще избегает бывших заключенных. Родственники и друзья уже не хотят общаться, нарушаются социальные связи. Работодатели не стремятся брать их на работу, потому что боятся нарушений закона с их стороны и проблем с органами внутренних дел. Самое время списать все проблемы на черствость социальных институтов. Но специалисты, которые как раз таки протягивают руку помощи, утверждают обратное, называя в качестве основной трудности в работе с экс-заключенными низкую мотивацию к труду, нежелание осваивать новую профессию или специальность и повышать квалификацию по имеющейся профессии. Все это создает почву для рецидивной преступности: не получив работы и источника легального заработка, граждане снова совершают преступления и попадают в тюрьмы.
Интервью взяла Анна КОЛОДИЧ.
Фото автора и из свободных источников.