Нередко приходится слышать, как люди сетуют на то, что трудно попасть на прием к логопеду в детской поликлинике. С чем это связано? Попробуем разобраться.
— В детской поликлинике работают два учителя-дефектолога: в филиале на улице Ильина, 6 (телефон регистратуры: 63-28-84), кабинет 201 – Светлана Григорьевна Пархута (график приема: понедельник, среда, пятница – с 8.00 до 12.00, вторник, четверг – с 16.00 до 20.00); в филиале на улице Брестской, 108 (телефон регистратуры: 63-11-98), кабинет 305 – Анастасия Валерьевна Кужель (график приема: понедельник, среда, пятница – с 8.00 до 12.00, вторник, четверг – с 15.00 до 19.00). Ежегодно в среднем они принимают пять с половиной тысяч детей с нарушениями речи. К сожалению, статистика такова, что имеют их порядка 70% пинчан дошкольного возраста. Чаще всего неправильное произношение звуков, слогов до поступления в школу удается исправить. Но не всегда, — рассказывает заведующий отделением медицинской реабилитации детской поликлиники Тамара ОНИЩЕНКО. – Специфика работы учителей-дефектологов заключается в том, что им приходится заниматься и педагогической деятельностью, и методической. На первой остановлюсь подробнее. Наши логопеды выполняют диагностическую работу – выявляют нарушения речи у детей при профосмотрах. Как правило, это маленькие пинчане в возрасте до четырех лет, которых родители устраивают в дошкольные учреждения. Ежедневно на прием таких ребят каждым логопедом выдается по 15 талонов. По 3-4 талона в филиалах – на прием для получения консультативной помощи, за которой обращаются родители, когда видят, что у ребенка что-то не так с речью. В таких случаях учитель-дефектолог диагностирует нарушение, ставит перед папой и мамой задачи, которые они должны решить вместе с ребенком, и просит прийти через определенное время, чаще всего – через две недели. Если видит положительные результаты, может взять на коррекционные занятия, частоту проведения которых определяет сама, причем берет в первую очередь так называемых неорганизованных детей, тех, которые не посещают ни школу, ни детский сад. В городских учреждениях дошкольного и общего среднего образования есть свои логопеды, которые и должны исправлять нарушения речи воспитанников. В тяжелых случаях рекомендуем родителям обратиться с детьми в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Кроме того, наши учителя-дефектологи занимаются экспертно-диагностической деятельностью в отношении, во-первых, лиц допризывного и призывного возраста по направлению военного комиссариата, во-вторых, пациентов с патологиями речи при направлении их на МРЭК. Принимают участие они и в работе кабинета раннего вмешательства, где наблюдаются малыши в возрасте до трех лет с задержками двигательного и психоречевого развития. Словом, нагрузка на их плечи ложится огромная. Не забывайте, что им необходимо ежедневно заниматься и методической деятельностью, в том документами. Повторю, нагрузка большая. Но специалистов, которые работают в этом направлении также в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, достаточно, чтобы помощь, в которой он нуждается, мог получить каждый ребенок. Поэтому, на мой взгляд, так важно, чтобы любой на своем рабочем месте со всей ответственностью относился к своим обязанностям, а не стремился переложить их на плечи других. Чтобы попасть на консультацию к учителям-дефектологам детской поликлиники, можно обратиться за талоном в регистратуру, а лучше позвонить по ее номеру и записаться на определенный день и время.
…Кстати, набрала указанный номер регистратуры на Ильина и, разумеется, не представляясь, поинтересовалась, как быстро можно попасть с ребенком на консультацию к логопеду? Оказалось, что есть талончик на завтра. На 16.30. Меня спросили, мол, записать вас? Мне ничего не оставалось, как положить трубку.
Наталья КИРКОВЕЦ.
Фото Вячеслава ИЛЬЕНКОВА.