6.5 C
Пинск
Среда, 24 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Экономика

Актуальное интервью: «Пинскдрев» является лидером деревообрабатывающей промышленности страны

  Факт неоспоримый: ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» является лидером деревообрабатывающей промышленности Республики Беларусь и, несмотря на множество трудностей и преград, существующих в экономической среде, из года в год неуклонно наращивает объемы продаж и производства продукции на внутреннем и зарубежном рынках, успешно реализует инвестпроекты и достаточно уверенно прибавляет в доходности своей деятельности. Это ведущее предприятие города. В объемах выпуска продукции промышленными предприятиями доля «Пинскдрева» составляет 36,8 %, а экспорта – 44 %.

  Каких производственных результатов удалось достичь в 2015 году, в чем заключается стратегия развития предприятия на ближайшую перспективу? Об этом и многом другом рассказывает директор по экономике и финансам ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» О.Г.БРЕНЬКО.


  — В начале разговора без конкретных цифр не обойтись, — отмечает Олег Григорьевич. — Коллективом нашего холдинга за 2015 год произведено товарной продукции на 2,2 трлн руб., темп роста к 2014 году — 107,6 %, из нее мебели в отпускных ценах выпущено на 1,3 трлн руб. с темпом роста 107,3 %. Новой продукции, освоенной в 2015 году, произведено на сумму 394 млрд руб., или 18,5 % в объеме производства. Использовано инвестиций в основной капитал на 47,7 млрд руб. Удельный вес экспорта в объеме промышленного производства составил 50,9 %, импорт снизился на 29 %, сальдо внешней торговли товарами — положительное, в сумме 36,7 млн долл. США. Темп роста выручки от реализации продукции — 110,8 %, рентабельность реализованной продукции холдинга за 2015 год составила 14 %. Показатель по энергосбережению составил «минус» 6,7%. Валовая добавленная стоимость приросла на 9,4 %, темп роста добавленной стоимости на одного работника составил 109,6 %. Мы имеем другие положительные показатели нашей работы, но основные я назвал.

  Немаловажными достижениями также являются: отсутствие задолженности по налогам, по оплате труда и расчетам за энергоресурсы, добросовестное выполнение кредитных обязательств, стабилизация цен на нашу продукцию для белорусского потребителя, ритмичность работы и 100-процентная загрузка производственных мощностей.


  — Как обстоят дела с реализацией продукции, в том числе за пределы Беларуси?

  — Отгружено продукции покупателям за 2015 год на 2,2 трлн руб., из них половина на экспорт — более 1 трлн руб., или 66577,4 тыс. долл. США, в том числе в дальнее зарубежье — 44 %, в ближнее — 56 %. Причем в 2015 году продукция на экспорт была направлена в рекордное количество стран — 36.

  — Все познается в сравнении… Как вы «смотритесь» на фоне других предприятий отрасли?

  — Удельный вес «Пинскдрева» в промышленном производстве концерна «Беллесбумпром» растет, за 2015 год составил 21,9 %, в 2014 году был 20,5 %. По производству мебели мы продолжаем оставаться безусловным лидером в концерне — 40,5 %, обновляя успех прошлых лет (37,6 %).

  Более половины объема выпуска фанеры, включая клееные заготовки, среди шести предприятий «Беллесбумпрома» обеспечил наш коллектив — 50,4 % (в 2014 г. — 45,2 %). Из общего объема производства спичек в республике 89 % произведено «Пинскдревом» (в 2014 году было 84,6%).


  — О состоянии предприятия люди судят по реально начисленной заработной плате. Само собой разумеется, что на ее рост влияют производительность труда и рентабельность от реализации вашей продукции…

  — Во-первых, следует сделать акцент на том, что зарплата 7-тысячному коллективу предприятия выплачивается своевременно, в полном размере и в соответствии с принятым коллективным договором. Средняя заработная плата работающего за 2015 год составила 5648,4 тыс. руб., темп роста — 102,5 % к уровню 2014 года, за декабрь она составила 6102 тыс. руб. Во-вторых, темп роста производительности труда к уровню 2014 года составил 107,6 %, а это значит, что выполняется основной закон успешного развития предприятия — опережение темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы. Прибыль от реализации товаров, работ и услуг за 2015 год увеличилась к 2014 году в 1,2 раза, темп роста прибыли от реализации продукции на одного работника составил 124,2%.

  Останавливаюсь здесь подробно, так как хочу заострить внимание на том, что заработная плата имеет строгое экономическое обоснование, а процесс ее роста в холдинге подчиняется определенным закономерностям и удерживает положительную тенденцию.

  С таких позиций «Пинскдрев» начал новую экономическую пятилетку.


  — А теперь, Олег Григорьевич, поделитесь планами на 2016 год.

  — Они весьма напряженные. С учетом существующей стагнации стран-партнеров холдинга, нестабильности курсов и сжатия покупательского спроса бизнес-планом определены базовые показатели экономического развития. Это объемы производства с приростом 0,4 % к уровню 2015 года, обеспечение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере не менее 14 млн долл. США, соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства продукции 40,8 %, рентабельность продаж на уровне 2,5 %, энергосбережение «минус» 2,6 %, снижение материалоемкости «минус» 0,6 %, а соотношение темпов роста выручки от реализации продукции на одного среднесписочного работника к начисленной среднемесячной зарплате — 100,1 %. Запланировано довести производство фанеры клееной с клееными заготовками до 100 тыс. м3, сохранить уровень 800 тыс. условных ящиков спичек, 50 тыс. м3 пиломатериалов, заготовить древесины более 500 тыс. м3. Изготовить мебели на сумму 1,5 трлн руб. Жизнь показывает, что любому предприятию необходимо иметь жесткие, но в то же время реальные в выполнении ориентиры в развитии.

   — На ваш взгляд, какие проблемы сейчас наиболее актуальные?

  — Основные проблемы «Пинскдрева» в настоящее время связаны с резким спадом покупательской способности у населения как у нас в стране, так и у наших клиентов в странах-партнерах. Решение этой проблемы является целью коллектива холдинга на ближайшие годы. Уже просчитаны показатели на 2016-2019 годы, и с учетом этого ежегодными бизнес-планами разрабатывается и утверждается программа перспективного развития, которая включает в себя следующие стратегические направления: совершенствование технологии производства, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, востребованной на рынке Беларуси и за ее пределами, благодаря внедрению современных технологий и оборудования, используемых передовыми фирмами Европы; повышение качества до уровня требований евростандартов; снижение себестоимости и другие. На основе их реализации должны быть решены задачи освоения производства экспортной продукции, соответствующей европейским стандартам, обеспечивающей дальнейшее развитие предприятия при положительном торговом балансе, снижение энергоемкости и материалоемкости.

  — Каким образом можно минимизировать всевозможные издержки?

  — Важным в текущем году в свете последних требований главы государства является задание по снижению в ближайшие годы общих затрат. Холдинг постоянно осуществляет детальный комплексный анализ основных статей затрат на производство, разработку мер и мероприятий по обеспечению выхода на планируемые параметры показателей развития в части экономии сырьевых и энергетических ресурсов, снижения управленческих, накладных и внереализационных расходов, по совершенствованию технологии, логистики процессов сбыта продукции, что и находит отражение в бизнес-плане развития. Здесь необходимо понимать, что если наш холдинг уже десятилетиями живет в таком режиме экономии, то и снижаться в затратах возможно только на единицы процентов, а в масштабах холдинга в стоимостном выражении это уже будут миллиарды рублей. На 2016 год для достижения поставленных задач разработаны организационно-технические мероприятия, направленные на экономию сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов с планируемой экономией более 10,5 млрд руб., на создание и освоение новых видов изделий и повышение качества выпускаемой продукции, на внедрение прогрессивных технологий, механизацию и автоматизацию производства. Кстати, она включает в себя 61 пункт с общей суммой затрат 4,1 млн евро.

  Холдинг «Пинскдрев» в настоящее время является сложным хозяйственным механизмом, в структуру которого входят более 40 субъектов хозяйствования, для эффективного управления которыми достаточно успешно используется как внутрихозяйственная кооперация, так и современный аутсортинг, охватывающий широкий спектр услуг. Не остается в стороне и нормирование труда, которое играет ключевую роль в росте производительности труда при контроле издержек производства, в том числе на трудовые ресурсы.


  — Что необходимо предпринять, чтобы сохранить лидерство в мебельном производстве?

  — Основная ставка в производстве мебели делается на удешевление изделий и выпуск в больших объемах массовой, недорогой, но непременно качественной и художественно-эстетичной мебели, переход с серийного производства на заказ мелких партий в широком видовом ассортименте и на индивидуальный заказ, что, как пример, делается на введенной в строй фабрике кухонь. Наш холдинг, как и многие мировые лидеры, интенсивно развивает сеть магазинов внутри страны и за рубежом. У нас концепция такова: продавать не мебель, а идею, находясь в шаговой доступности от покупателя. Идею максимально возможных объемов производства, гарантированного качества и безупречной конкурентоспособности изделий с маркой «Пинскдрев».

  В Беларуси мы имеем собственную торговлю, представленную 97 магазинами с товарооборотом за 2015 год 1,1 трлн руб. (71,1 млн долл. США), где обеспечен прирост к соответствующему уровню 2014 года на

13,5 %, а на основном экспортном рынке в Российской Федерации создана собственная товаропроводящая сеть с товарооборотом за 2015 год 13,8 млн долл. США. Ее доля в общем объеме отгрузок в Россию составляет 59 % , а по экспорту мебели — 61,5 %.

  Чтобы выжить в условиях сжимающегося рынка, нам следует равняться на признанных лидеров мебельного бизнеса Европы. Что мы и делаем. Проведена работа по построению системы контроля денежных потоков учрежденных в России торговых Домов, координации их ценовой и маркетинговой политики. Это дало возможность холдингу обеспечить централизацию системы управления ресурсами товаропроводящей сети торговых предприятий, осуществляя в режиме реального времени финансовый мониторинг и предварительный контроль расходных операций по банковским счетам, ведение внутрикорпоративного бюджетирования.

  — А по плечу ли такая ноша? При безусловно высоком качестве изделий, выпускаемых, например, в Германии, Италии, Испании, даже более высокая их цена не заставит обывателей, живущих по совсем иным стандартам, броситься приобретать нечто из Беларуси…

  — Но это еще как сказать. Нашу продукцию за рубежом покупали и будут покупать. Даже скажу более, мы пытаемся, и уже есть результаты (отгрузка мебели), работать напрямую с крупными торговыми сетями на европейском рынке. Для этого нами много делается.

  Детально разработана бизнес-стратегия, в основе которой — увеличение продаж, укрепление имиджа, повышение стандартов фирменной торговли. Мы кропотливо растим наших дилеров, для которых регулярно проводим обучение, поддерживаем как гибкой системой ценообразования, так и общими условиями работы. Применяем прогрессивное бизнес-планирование, совершенствуем структуру управления.

  Вдумчиво изучаем опыт предприятий нашей отрасли, других лидеров различных секторов промышленности. По некоторым же вопросам и к нам едут учиться, так как практические решения многих предприятий весьма полезны, поскольку позволяют по-новому взглянуть на общие тенденции становления современного менеджмента рыночной экономики. Для укрепления имиджа холдинга на отечественном и зарубежных рынках во всех производственных подразделениях акционерного общества обеспечивается эффективное функционирование системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

  Не откладывая в долгий ящик, предстоит решить задачу № 1 — отказаться от дорогих заемных ресурсов, используя их только в перспективных проектах, дающих быструю окупаемость. Основная цель нашей деятельности — еще раз подчеркну — это выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям потребителей, поддержание репутации поставщика продукции высочайшего качества.

  — Олег Григорьевич, вкратце расскажите о возглавляемой вами службе.

  — Служба директора по экономике и финансам, de facto являясь базисным звеном управленческой системы, прошла непростой и весьма динамичный путь своего развития. На сегодня она включает пять департаментов: управление экономики; управление финансов; управление бухгалтерского учета, отчетности и методологии; контрольно-ревизионное управление; центр автоматизации системы управления.

  Служба выполняет широчайший спектр функций, связанных с учетным, экономическим, финансовым, информационным, аналитическим и контролирующим обеспечением хозяйственной деятельности. С гордостью осознавая весьма неплохие результаты работы общества, но при этом ни на секунду не расслабляясь и не останавливаясь на достигнутом, в тесном взаимодействии с остальными службами предприятия постоянно осуществляются поиск резервов и разработка новых методов для поднятия планки на еще более высокий уровень покорения намеченных рубежей. Шагая в ногу со временем, но и во многом прогнозируя тенденции в финансово-экономической, учетно-аудиторской, информационно-технологической сферах, создавая благоприятные возможности для раскрытия потенциала и профессионального роста своих кадров, работа службы директора по экономике и финансам направлена на обеспечение максимально продуктивной, стабильной деятельности предприятия. Благодаря непревзойденному управленческому таланту руководителей, таких, в частности, как Надежда Александровна Лапко, Ольга Валерьевна Агапова, Евгений Александрович Сафонов, Игорь Григорьевич Грищук, Евгений Александрович Товстыка, Елена Александровна Невядовская, Олег Викторович Колосов, исключительной работоспособности и ежедневной самоотдаче каждого члена коллектива, служба эффективно функционирует и с оптимизмом смотрит в завтрашний день.

  Взял интервью Вячеслав ИЛЬЕНКОВ

  Фото автора

Оставить комментарий

Похожие новости

Золотовалютные резервы Беларуси на 1 апреля составили $8,353 млрд

pv

Уточнены критерии признания некоторых категорий граждан занятыми в экономике

pv

Размер суточных для служебных командировок увеличили в Беларуси

pv
ТГ канал