А знаете ли вы, где в Пинске находилась крепость-фортеция
Сколько бы ни было Пинску — 927 или уже 1000 лет, наш город не перестает удивлять. Например, здесь существовало два оборонительных замка. Обычно достаточного было одного, но у нас получилось по-другому. Об этих пинских древностях напоминают уличные граффити, выполненные Андреем Русско на торцах здания торгового комплекса на набережной. При поддержке горисполкома местные художники имеют возможность изображать на видных местах исторические виды столицы Полесья, памятники архитектуры. Тут же рассматриваем развалины башни, стен… Надпись поясняет: остатки замка Вишневецких. Замка, о котором в Пинске не знали?!
Взятые за основу гравюры Наполеона Орды 60-х годов ХIХ века отнюдь не передают картину целиком – воспроизведены лишь фрагменты. Других, более старых изображений, кроме как картографических, пока не выявлено. На памяти старожилов величественных сооружений здесь не было. В 70-80-х годах прошлого века на смену одно- и двухэтажным домикам над Пиной выросли престижные многоэтажки. Все поменялось, ничто не напоминает о былом величии. Поэтому к граффити пришлось сделать еще одно пояснение: так выглядело это место полтора века тому назад. Смотрите, удивляйтесь, молодые пинчуки!
Впрочем, если быть точными, речь идет о территории, расположенной несколько севернее. Здесь действительно были замок и замковая площадь (одна из улиц потом называлась Замковой, ныне — Насырова). Укрепления штурмовали и уничтожали захватчики. Побывал здесь даже такой воинствующий монарх как Карл XII. Только это было не в самом Пинске, а в тогдашнем пригороде — местечке Каролин. Оно существовало с XVII века и окончательно слилось с городом после вхождения Полесья в состав Российской империи. Так в Пинске оказалось два замка. Один — на замковой горе, где возник и рос древний город, другой — на месте, где он защищался с востока, у новой дельты Пины и Припяти.
Местечко основал весьма деятельный вельможа — князь, маршалок великолитовский Ян Кароль Дольский (1637-1695). Среди обширного перечня титулов и государственных должностей значатся подстольник и подкоморий пинский, а также городской староста и маршалок с 1666 года. Дольский участвовал в войнах со Швецией, Турцией. Землю под Пинском ему пожаловал король Ян III Собеский.
Выгода была очевидной: в поселении, расположенном ближе, чем город, к слиянию рек, будет развиваться торговля, а доход большей частью пойдет хозяину местечка. И, как принято в таких случаях, феодал возводил в своей вотчине крепость.
Во времена маневренных войн и полевой артиллерии укрепления строились по так называемой новоитальянской фортификационной системе, что предполагала выдвинутые по углам высокой земельной насыпи бастионы. Кстати, в таком варианте восстановлены укрепления в Несвижском дворцово-парковом комплексе. Подобное было и на берегу Пины. Судя по планам, оборонительный акцент сделан на северной части замка, а южные бастионы находились на естественной возвышенности у реки. Этот характерный рельеф местности и сегодня едва прослеживается во дворах за общежитием Полесского госуниверситета на улице Куликова.
К началу войны Швеции с Речью Посполитой и ее союзницей Россией Каролинский замок уже существовал. Его размеры составляли 75х37х46х75 метров. Куртины и бастионы с бруствером были выложены камнем. Перед замком шел девятиметровой ширины ров с подъемным мостом. Видимо, завершать начатое Дольским дело пришлось его зятю князю Михаилу Сервацию Вишневецкому (1680-1744), гетману и канцлеру Великого княжества Литовского. Современники ценили его не только как военного стратега и политика, но и как человека, отличившегося на литературном поприще. Вишневецкие отвечали за целую сеть замков по стране. Ближайший к Пинску находился над Ясельдой около местечка Хомск — бывшей столицы графства на исторической Пинщине.
Подобные фортификации могли оказывать сопротивление шведам. Но замок под Пинском, скорей всего, не был подготовлен к войне и пропал бесславно. Боевые действия разворачивались в Прибалтике, около Гродно. Неожиданный отход оттуда русских войск вынудил Карла XII ринуться им наперерез, чтобы разбить противника на марше. Однако путь погоне преградили полесские болота. И заморский король вынужден был остановиться в Пинске. Вторжение состоялось в начале мая 1706 года. Каролинское укрепление стало легкой добычей шведов. Тем не менее, через 16 лет после опустошительного набега в отстроенном замке, а вернее, уже в обновленном на французский манер дворце играли шумные свадьбы. Вишневецкий выдавал замуж своих дочерей.
Случилось так, что воинская слава прошла мимо бастионов над Пиной. Затем в увеселениях, сражениях, дворцовых интригах угаснет величие рода Вишневецких. На более чем полтора столетия затянется и увядание их пинской резиденции. За сохранение исторических руин ратовал русский писатель Николай Лесков. Живописные развалины рисовали Наполеон Орда в ХIХ веке и Арсений Заяц — в 20-30-х годах прошлого столетия. Обнаружено шесть работ, в том числе три детальных рисунка, несколько фотографий. Туристический бум, охвативший Пинщину в связи с проведением довоенных полесских ярмарок, не коснулся возрождения наследия Вишневецких. Неожиданно о нем вспомнили лишь в советское время. В изданном в 1958 году Пинским краеведческим музеем сборнике материалов для краеведов-путешественников «В поход по Пинщине» сообщается, что «от замка осталась лишь небольшая бесформенная груда кирпича у 16-квартирного дома по улице Островского». Затем замок окончательно исчез под городской застройкой. Как выяснилось значительно позже, здешние подземелья все еще хранят свои тайны и ждут своих исследователей.
Вячеслав Ильенков
Фото и фоторепродукции автора
🚫 Полная перепечатка текста и фотографий запрещена.
⚠️ Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.