55 лет тому назад открылась пинская картинная галерея. Стало привычным делом отмечать Международный день музеев 18 мая вечерними встречами в этом особом культурном пространстве. Но не сейчас. Однако это никак не отразится на нашей любви к Музею Белорусского Полесья и его гордости — картинной галерее. Одни только фамилии художников — Шишкин, Айвазовский, Маковский, Перов — впечатляют. Такими коллекциями располагают разве что солидные столичные музеи, недаром буквально с самого начала ее благоговейно стали называть «пинской Третьяковкой».
Сейчас о событиях тех лет напоминает не только восстановленная в 2010 году экспозиция живописи, но и… дверь в большой зал, где изначально размещалась картинная галерея. Теперь в нем проходят все главные музейные выставки, а для постоянной экспозиции картин отведено свое помещение. Но обратите внимание на дверь, через которую посетители попадают в зал. Она расположена не по центру стены под арочным сводом, а сбоку. Создается впечатление, что проход прокладывали изнутри постройки, второпях, не предполагая, куда он выйдет. Кто-то и зачем-то это сделал — еще одна легенда, связанная с человеком, благодаря энтузиазму и упорству в достижении цели воплотившему свою мечту в реальность и пригласившему на свидание с шедеврами еще не одно поколение пинчуков, а также теперешних и будущих гостей города.
В музеях всегда есть место для открытий и воспоминаний.
«Полешук из Ташкента»
Пинчане старшего поколения хорошо помнят его — небольшого роста, но крепко сложенного пожилого мужчину с белой пышной бородой. Ходил быстро, словно старался везде успеть. Энергия била ключом. Очень любил сажать деревья, посвящая их известным людям, событиям. Не ждал субботников, призывов… Узнав из перекидного календаря о красивой дате, сразу брался за работу. Украшают город рябины Тургенева, березки Есенина… Одни восторженно говорили: «друг художников и поэтов». А завистники и наушники шептали: «недобиток», «враг народа», «полешук из Ташкента».
Владимир Боровиков был автором и преданным другом редакции. Здесь его ценили, интересовались его подлинной биографией, в которой отразилась целая эпоха. Он на самом деле уроженец Полесья, местечка Птич, и действительно приехал в Пинск из Ташкента по направлению Министерства культуры БССР как выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета Среднеазиатского университета. К тому же здесь уже жила его семья. До этого были две политические судимости и реабилитации, а между арестами — война: Ленинградский фронт, отдельный стрелковый батальон. Демобилизовался в январе 1946 года из австрийского Бадена.
Первая «ходка во враги народа» была для комсомольца Боровикова по так называемому «Соболевскому делу» кружка истории философии Ташкентского университета. Преподавателя Юрия Соболевского и его учеников в 1937 году обвинили в контрреволюционной деятельности. Присудили по десять лет лагерей. Впоследствии Верховный суд СССР признал несостоятельность обвинения. Но после войны делу вновь дали ход, и старый срок пришлось досиживать. В связи с прекращением уголовного преследования бывший заключенный Карагандинских лагерей ГУЛАГа был восстановлен в числе студентов Среднеазиатского университета с зачислением на стипендию отличника. Итак, студент на четвертом десятке лет и первая работа ближе к пятидесяти. Каково это было в таком возрасте начинать жить сначала?! Как бы не замкнуться, не озлобиться на все и вся. Но перипетии словно не касались Владимира Владимировича. Он всецело ушел в работу, следуя заветам своего любимого профессора кафедры искусствознания Всеволода Зуммера, который, как вспоминал В.Боровиков, наставлял своих воспитанников пропагандировать искусство, его живительными лучами согревать сердца людей.
Картинная галерея являлась магнитом, притягивающим местные творческие силы. В.Боровиков сделал ее просветительским центром, культовым местом, где встречались и организовывали свои выставки пинские художники, например, Евгений Пулхов, Александр Векслер, Николай Козловский. Отсюда сделал шаг в большое искусство продолжающий творить резцом и кистью Сергей Жилевич. Рассказывают, что эта выставка оказалась внеплановой, и Боровиков едва не получил выговор за излишнее старание…Сегодня художественный фонд Музея Белорусского Полесья насчитывает более 2000 произведений искусства, в том числе около пятисот живописных работ.
«Боровиковка»
Как водится, «молодому специалисту» предложили заниматься не тем, чем ему хотелось бы. В музее, тогда называемом краеведческим, оказалась вакантной должность в отделе социалистического строительства. Но, к радости начинающего научного сотрудника, здесь нашлось место и для произведений народного творчества Белорусского Полесья. На их основе возник художественный отдел, а первой ласточкой стала персональная выставка графики и рисунка инженера пинской типографии Александра Векслера. В прошлом моряк-днепровец, комендор бронекатера № 224, участник освобождения Пинска от немецко-фашистских захватчиков, он страстно увлекался рисованием.
Возможность выставить свои работы, да еще в музее, при участии профессионального искусствоведа, стала привлекать художников. Вслед за персоналкой брестчанина Ивана Фетисова привезли картины его коллеги из областного центра, и экспозиция перекочевала в фойе тогдашнего музея. На проведение выставок уже начала составляться очередь.
Но у Боровикова зрели более масштабные планы: привезти в Пинск настоящую классику, создать в краеведческом музее полноценную художественную коллекцию. Инициативу поддержали в горкоме партии. Владимир Владимирович всегда с благодарностью отзывался о тогдашних секретарях Петре Чигирике, Лидии Муриной. А все началось с письма-обращения от руководства города и представителей общественности к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с просьбой посодействовать в создании галереи и получении картин. И такая возможность была предоставлена. Поговаривают, чтобы делу дать ход, В.Боровиков выезжал в Москву, обивал министерские пороги и даже смог попасть на прием к Екатерине Алексеевне. Но как бы там ни было, результат превзошел ожидания.
Имеется распоряжение министра культуры Белорусской ССР Г.Киселева, обязывающее директора Государственного художественного музея БССР Е.Аладову «передать в постоянное пользование Пинскому краеведческому музею произведения русского искусства XVIII-XIX веков». Только в этом документе значатся 40 картин, в том числе Айвазовского, Шишкина, Боголюбова, Семирадского, Поленова, Васнецова, Жуковского, Маковского, Тона, Перова, Жуковского, Бронникова, Касаткина, Соломаткина, Сверчкова, Кошелева… Нам только Репина и Серова недоставало. В художественном фонде музея появились произведения белорусских мастеров Ю.Пэна и В.Белыницкого-Бирули, а также В.Цвирко и А.Бембеля.
Сегодня заполучить такие работы невозможно даже на уровне национальных музеев. Вся классика давно уже в цене. Чтобы приобрести хоть что-нибудь, никакие бюджеты не потянут.
Когда в Пинск стали приходить ящики с картинами и скульптурами, стало ясно, что в музее, который находился на улице Ленина, их не разместить. Один только холст Айвазовского – размахом на два с половиной метра. Для показа предоставили помещения в бывшем коллегиуме. Там размещались различные госучреждения. Вход находился в южном крыле со стороны моста, за авиационными кассами и буфетом. Официально это был художественный отдел музея, но назывался не иначе как картинная галерея.
Ее открытие состоялось 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы и 95-летия со дня рождения В.Ленина. Посетители хлынули потоком, за первый день – 700 человек.
* * *
Что же было с той дверью, с которой начали это повествование?
Для художественных выставок предоставили зал на первом этаже коллегиума. Однако появилась возможность расширить экспозицию за счет пустующего помещения, находившегося за стеной. Входа из галереи туда не было. Владимир Владимирович, охваченный волнением перед предстоящим событием, не мог ждать. Он трудился до утра, завершая главное дело своей жизни – готовил к показу картинную галерею. Едва хватило времени забежать домой переодеться и вернуться к открытию. Так вот, правда это или нет, но в городе говорили, что тогда Боровиков за ночь проломил средневековую кирпичную кладку, прибрался, задекорировал дыру под дверной проход. И все ради того, чтобы занять дополнительное помещение и чтобы как можно больше произведений живописи увидели посетители галереи. Теперь это парадный вход в большой зал музея. Он в каком-то смысле стал и окном в мир прекрасного. Каждый раз, проходя через эту дверь, задумайтесь об этом и с благодарностью вспомните подвижника, взявшего за правило: «Жить без труда – воровство, а жить без искусства – варварство». Как не хватает нам таких энтузиастов.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ
Фото и фоторепродукция из архива автора