6.6 C
Пинск
Среда, 24 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Бацькаўшчына

Полесская «ЧЫГУНКА»

С ХIХ века будущее городов стало определять наличие железной дороги. Наглядный пример тому — древние Туров и Новогрудок. Без стальной колеи эти населенные пункты потеряли былое влияние, а прежде малоизвестные поселения Лунинец, Барановичи выросли в региональные центры.

Пинчанам в этом отношении повезло. 140 лет назад началась история нашей железной дороги. Пинск, как говорится, успел вскочить в последний вагон. К прокладке «чыгункi» здесь приступили, когда рельсовые магистрали практически опоясывали западные губернии Российской империи. Оставался полесский участок, где транспортные коммуникации осуществлялись по Днепровско-Бугскому каналу. Несмотря на то что Министерство путей сообщения констатировало, что водные системы доставки грузов на Полесье «весьма медленные и несовершенные, а поэтому и дорогие», пинчукам еще долго оставалось ждать «подхода цивилизации, несущей огнедышащий локомотив». Разбираться, в чем проблемы, приезжал будущий известный писатель, а тогда корреспондент петербургской газеты «Северная пчела» Николай Лесков.

Полесская «ЧЫГУНКА»С высочайшего соизволения за дело взялось военное ведомство. Летом 1882 года состоялась закладка вокзала будущей станции «Пинск». Как отмечал полицеймейстер, церемония была проведена при большом стечении народа и «с подобающим приличием».

Основные работы на западном направлении были завершены уже следующим летом. А в 1884-м стало возможным открытие движения поездов до Лунинца, в 1887-м — по всей линии Брест — Гомель. Таким образом, решился вопрос нескольких десятилетий: «Быть или не быть железной дороге в Пинске?»

Это повлияло на ускорение экономического развития Пинска. Действовали крупнейшие в крае железнодорожные мастерские. Отсюда в город пришло электричество.

Первоначально станцию украшало изящное здание вокзала. Оно пострадало в Первую мировую войну, но вскоре было реконструировано (на снимке). Теперешний вокзал возведен заново в 2009 году, и опять же на прежнем месте, своим видом напоминая предыдущее строение.

Полесская «ЧЫГУНКА»Сохранилось еще несколько старых построек. Например, первой электростанции, мастерской, рабочей столовой. А в ближайших огородах можно увидеть погреба для хранения льда и даже оставшееся с войны станционное бомбоубежище.

 

Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото из коллекции автора.

Оставить комментарий

Похожие новости

В пожелтевших от времени письмах – гулкое эхо страшной войны, или Что писали пинчане могилевчанину Владимиру Карпухину

pv

Вернули имя герою

pv

Они освобождали Пинск. Днепровской военной флотилии – 80 лет

pv
ТГ канал