С ХIХ века будущее городов стало определять наличие железной дороги. Наглядный пример тому — древние Туров и Новогрудок. Без стальной колеи эти населенные пункты потеряли былое влияние, а прежде малоизвестные поселения Лунинец, Барановичи выросли в региональные центры.
Пинчанам в этом отношении повезло. 140 лет назад началась история нашей железной дороги. Пинск, как говорится, успел вскочить в последний вагон. К прокладке «чыгункi» здесь приступили, когда рельсовые магистрали практически опоясывали западные губернии Российской империи. Оставался полесский участок, где транспортные коммуникации осуществлялись по Днепровско-Бугскому каналу. Несмотря на то что Министерство путей сообщения констатировало, что водные системы доставки грузов на Полесье «весьма медленные и несовершенные, а поэтому и дорогие», пинчукам еще долго оставалось ждать «подхода цивилизации, несущей огнедышащий локомотив». Разбираться, в чем проблемы, приезжал будущий известный писатель, а тогда корреспондент петербургской газеты «Северная пчела» Николай Лесков.
С высочайшего соизволения за дело взялось военное ведомство. Летом 1882 года состоялась закладка вокзала будущей станции «Пинск». Как отмечал полицеймейстер, церемония была проведена при большом стечении народа и «с подобающим приличием».
Основные работы на западном направлении были завершены уже следующим летом. А в 1884-м стало возможным открытие движения поездов до Лунинца, в 1887-м — по всей линии Брест — Гомель. Таким образом, решился вопрос нескольких десятилетий: «Быть или не быть железной дороге в Пинске?»
Это повлияло на ускорение экономического развития Пинска. Действовали крупнейшие в крае железнодорожные мастерские. Отсюда в город пришло электричество.
Первоначально станцию украшало изящное здание вокзала. Оно пострадало в Первую мировую войну, но вскоре было реконструировано (на снимке). Теперешний вокзал возведен заново в 2009 году, и опять же на прежнем месте, своим видом напоминая предыдущее строение.
Сохранилось еще несколько старых построек. Например, первой электростанции, мастерской, рабочей столовой. А в ближайших огородах можно увидеть погреба для хранения льда и даже оставшееся с войны станционное бомбоубежище.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото из коллекции автора.