-0.4 C
Пинск
Среда, 28 января, 2026
Пiнскi Веснiк
Актуально

Сегодня исполняется 445 лет, как Пинск получил Магдебургское право и городской герб

Сегодня исполняется 445 лет, как Пинск получил Магдебургское право и городской герб

Сегодня исполняется 445 лет, как Пинск получил Магдебургское право и городской герб

«К лучшему добробыту и порядку» жаловал пинским мещанам Грамоту на Магдебургское право король польский Стефан 12 января 1581 года.
Время от времени горожане задаются вопросом, когда же правильно отмечать День города. Возможно, это дата получения Магдебургского права. Казалось бы, для Пинска, у которого разбежка между наиболее ранними упоминаниями в различных источниках составляет едва ли не столетие, такая надежная датировка могла бы дать историческую мотивировку для установления Дня города. Нередко населенные пункты, получившие Магдебургское право, привязывают свои главные праздники к этому событию. Но, увы, Пинску не повезло: зимой не до уличных торжеств…

Важный документ

Впрочем, не будь у нас Магдебургского права, мог ли Пинск состояться как город? Пинчуки по меньшей мере раз пять подтверждали это право и боролись за него на протяжении веков. Раннее упоминание поселения в летописях можно считать датой его явления на свет из тьмы веков, а предоставление Магдебургского права — нечто вроде совершеннолетия, наступления зрелости, подтверждения возможностей горожан осуществлять самоуправление, развивать торговлю и ремесленничество. И в этом деле непременно фигурирует важный исторический документ. Обратиться к первоисточнику – дело чести краеведа.
Перипетии поисков привели меня пока к оригиналу Грамоты на Магдебургское право Логишина. Документ хранится в архиве католического монастыря в польском городе Дрогичин над Бугом. Что касается Пинска, то содержание нашей жалованной Грамоты приведено в третьем томе «Актов Западной России». Это печатные сборники документов тогда уже бывших Королевства Польского, Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, охватывавшие период XIV­XVIII столетий. Изданы они были в Санкт­Петербурге с 1846 по 1853 год.
Интересующая нас книга есть в библиотеке Национальной академии наук Беларуси.

«Войт з лавай и бурмистр з радай»

Текст королевской Грамоты занял бы сейчас четыре печатные страницы. За образец бралось давно действовавшее право европейского образца. Но есть и немало, как говорится, местных особенностей. Например, делался упор на том, что выборные и важные городские должности должны занимать люди набожные и достойные. Назначалась «печать местная», с индивидуальным геральдическим изображением. Пинску предоставлялось право организовывать ярмарки: в первый день Нового года, во второй день после Громниц, в третий день седьмой недели после Пасхи и в четвертый день после Успения, а также еженедельные торги по понедельникам. Чем не повод восстановить традицию проведения хоть одной из них? Заметим, здесь учитывались интересы православного, католического и еврейского населения. На это время объявлялась свободная торговля. Мещанам разрешали устраивать «тамошний гостиный двор коштом и накладом своим»; беспошлинно заниматься для домашних целей «варением пива и паленьем горелки». А вот с парикмахерскими и банями дело усложнялось. За услуги «подстригальни» и посещение «лазни» брался особый налог. Более того, горожанам вообще запрещалось иметь бани «на стороне места», разрешалось пользоваться только одной общественной. Можно сказать, что особенностью пинской привилегии стали правила пожарной безопасности. В начале формирования органов местного самоуправления в их обязанность входило благоустройство города и его земель. Так, по привилегии 1581 года разрешалось брать деньги с купцов, проследовавших с товарами через городские ворота, для ремонта въездных мостов.
Еще один документ из Национальной библиотеки Беларуси, касавшийся Магдебургского права Пинска, в большей степени уже обобщал дополнения к Грамоте от 12 января. Это привилегия, отмеченная номером 167 в «Собрании грамот и актов городов Минской губернии, православных монастырей, церквей по разным предметам» (Минск, 1848 г.), короля Яна Казимира, датированная 31 декабря 1650 года. К этому времени к пинской привилегии уже обращались Сигизмунд III и Владислав IV. Причем некоторые дополнения и уточнения вносились по инициативе самих жителей, в том числе и для налаживания городского хозяйства после войн и разорений, упорядочения сбора налогов. Пинчанам разрешили иметь ратушу на рынке. Бургомистра избирали на один год из двух кандидатур. Питейные заведения открывались только с разрешения местной администрации.
В привилегии Казимира есть указание на судьбу самого оригинала Магдебургского права Пинска. Необходимость его подтверждения возникла вследствие пожара в ратуше во время войны с казаками. Имеется в виду затронувшее и Пинщину национально­освободительное движение. Осенью 1648 года город сгорел дотла. Выходит, что текст Грамоты 1581­го брался для публикации в «Актах Западной России» с ее более позднего списка. Интриги добавляет тот факт, что при упоминании привилегии Стефана Батория дата подписания указана как… двадцатое января. Это уточнение или ошибка составителей документов?
И все же Пинску с документами по Магдебургскому праву повезло. Сохранилась последняя привилегия, и она находится в Музее Белорусского Полесья. Туда она была передана временным управлением г. Пинска после присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году.
Речь идет о привилегии, подписанной королем Станиславом Понятовским 26 февраля 1785 года. Незадолго до этого число городов Великого княжества Литовского, пользовавшихся Магдебургским правом, было сокращено до одиннадцати. Но Пинск стал преуспевать благодаря речным торговым путям, связавшим его с торговыми портами на Балтике. Примечательно, что за полгода до подтверждения Магдебургского права Станислав Август побывал в Пинске, ознакомился с представленными нашим гражданским и политическим деятелем Матеушем Бутримовичем перспективами экономического развития края. Так вот, в упомянутой привилегии есть цитаты «русским письмом», свидетельствующие о наличии ранних текстов привилегии, а также прямое указание на то, что при составлении документа использовался первоначальный манускрипт, и дата 12 января 1581 года является верной.
В конце XVIII века Пинщина вошла в состав Российской империи, на территории которой Магдебургское право, его юридическая составляющая, не имело своего значения.

«Печать местскую, лук со стрелою назначаем и подаём»

Сегодня Магдебургское право не сохранилось в прежнем виде. Его считают историческим фактом признания юридического статуса городов, свидетельством высокой социально­правовой культуры наших предков. А вот гербы имеют важное значение до сих пор. С изображением герба Пинска по прошествии стольких столетий остается неопределенность. Вот для чего, в первую очередь, нужно отыскать привилегию 1581 года. Будем надеяться, что, как и в Логишинской грамоте, «эталонное» изображение герба было выполнено прямо на пергаменте.
Золотой лук с натянутой тетивой и стрелой, направленной со стороны смотрящего влево, изображенный в красном поле щита, – символ Пинска. Но так было не всегда.
Метаморфозы пинского герба вытекают из того, что в его описании в Магдебургской привилегии отсутствуют геральдические тонкости – ни цвета, ни направления стрелы. Просто: «Печать местскую, лук со стрелою назначаем и подаем». Судя по оттискам на документах XVI – XVII веков, стрела действительно повернута влево. Однако позже, особенно в ХIХ столетии, лук размещался горизонтально. 22 января 1796 года Екатерина II утвердила новый герб уездного города Пинска Минской губернии: «В верхней части герб Минский. В нижней, в красном поле, золотой лук, натянутый стрелою того же металла со стальным острием». Горизонтальное расположение лука использовалось в межвоенный период ХХ века.

Геральдика – в наследство

В Белорусской ССР вообще в исторической геральдике не было необходимости. Советское государство создало свою символику. О городских гербах вспомнили в 80­е годы, когда стал развиваться массовый познавательный туризм. И опять же значки, печатная продукция шли с луком, направленным вверх. Странно, но именно таким был представлен пинский герб на первом праздновании Дня города в 1987 году. Герботворчество приобрело такие формы, что в герб Пинска включили шестерню, керамическую мелиоративную трубку с капающей из нее водой, бобину ниток и корабль.
Неудивительно, что в начале 90­х годов депутаты горсовета вынуждены были решать вопрос, каким быть восстановленному городскому гербу, и определить его статус. Герб Пинска и положение о нем утверждены решением горсовета от 24 июня 1994 г. № 421. К работе были привлечены ученые, которые учли геральдические традиции. В нынешнем году исполняется 25 лет регистрации герба г. Пинска в Гербовом матрикуле Республики Беларусь (21 июня 1996 г., № 2). Официальное его описание таково: «В красном поле барочного щита изображен золотой лук, у которого золотое острие направлено вправо». Нужно иметь в виду правило, что направление острия стрелы на изображении герба соответствует его обратному расположению, т.е. надо представить щит в левой руке воина.
Еще один символ города – флаг. Он был создан на основе гербового изображения и учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2008 года № 659 и зарегистрирован в Государственном геральдическом реестре 23 января 2009 года.

Вячеслав Ильенков

 

🚫 Полная перепечатка текста и фотографий запрещена.
⚠️ Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Похожие новости

Пинские милиционеры поблагодарили девушку, которая помогла найти пропавшего Богдана Юнчика

pv

Игорь Сергеенко и Пётр Пархомчик посещают ООО «1АК-Пластик»

pv

После масштабной реконструкции торжественно открыли здание инспекции охраны животного и растительного мира

pv
ТГ канал